«Серебро закамское»

Среди большого количества прочих находок, которыми славится Урал, особое значение имеют находки серебряной посуды, попавшей сюда из разных уголков Европы и Азии. В научной литературе эти находки получили поэтическое название «серебро закамское». Начало традиции положил один из ученых, отыскавший в летописях фразу князя Московского Ивана Калиты, который в 1332 году «възверже гневъ на Новъград, прося у них серебра закамьское». 

В целом на Урале в настоящее время известно более 300 различных средневековых серебряных сосудов, хранящихся в музейных коллекциях или бывших в ней около сотни лет назад. Основное место находок – Пермская губерния (около 200 сосудов), но были также находки и на территории других губерний, например, Оренбургской. 

 

 

Что интересно, посуда прибывала из Согда, Хорезма, Хоросана, Византии, Западной Европы, а самую интересную часть находок (20 %), представляют серебряные сосуды, изготовленные в Сасанидском Иране (224-651 гг). При этом сасанидские сосуды, найденные на Урале, составляют 75% от числа сасанидских серебряных артефактов, хранящихся в музеях мира.

 

Судьба серебра

 

Кинжалов Р.В. и Луконин В.Г. в труде «Памятники культуры Сасанидского Ирана», описывая сасанидскую коллекцию Государственного Эрмитажа, пишут: «Те несколько десятков серебряных сосудов, которые представлены на эрмитажной выставке, являются сейчас богатейшим в мире собранием памятников сасанидской торевтики. В самом Иране их насчитывается не многим более десятка, а в музеях Франции, Англии, Америки - единицы. Все остальные десятки и десятки тысяч золотых и серебряных изделий этого периода были с течением времени переплавлены и перечеканены в другие вещи».

Знаменитый пермский лесовод и археолог Александр Ефимович Теплоухов дал интересное пояснение судьбе находимого серебра: «Находимые серебряные вещи привозили в Вятку, где братья Агафоновы в иной год перерабатывали до 30 пудов серебра и 20 пудов золота на разные образки и прочие вещи. По их словам, серебряные вещи, находимые в земле - из хорошего серебра, лучше, чем наше, оно лучше плавится и меньше чернеет на воздухе. Поэтому находчики серебряных вещей и перекупщики везут его в Вятку». 

 

 

В итоге в руки археологов и прочих собирателей древностей попадали только вещи и монеты от особенно хорошо им знакомых находчиков. Интересно, что традицию переплавки серебряных артефактов на свои нужды отмечал еще известный нам по статье про башню Тамерлана капитан Николай Рычков в XVIII веке. 

Однако о серебре закамском, то есть о больших запасах серебряной утвари у жителей Предуралья, Урала и Зауралья русские узнали задолго до XVIII века. Судя по данным «Повести временных лет», в 1092 году состоялся первый поход на Урал, из которого и было привезено много серебра. Далее о грабительской деятельности древнерусских воинств красноречиво свидетельствует простое перечисление походов «за данью»: 1157, 1174, 1177, 1187, 1193-94, 1212 и 1220 годы. Татаро-монгольское нашествие на Русь на время приостановило военно-грабительскую экспансию древнерусских центров, но уже в начале XIV века земли от Предуралья до Зауралья снова стали рассматриваться как источник серебра, потребного на выплаты дани в Орду. Разграбление продолжилось с новой силой. В конце концов Московский князь Дмитрий Иванович привел данные земли к присяге, и сбор серебра и иных даней у местного населения стал просто частью государственных забот, то есть утратил яркие описания боев и сражений.

Думаю, что к этому времени основные запасы серебряной утвари в Прикамье были почти исчерпаны. При весьма прозаичном подходе к серебряным предметам на художественную ценность их внимания не обращали и, скорее всего, плавили в гривны или слитки. Или же переправляли в казну в виде лома – так намного удобнее перевозить грузы (занимают меньше места).

Поэтому, надо сказать, и нет в центральных русских землях находок серебряной восточной посуды, а есть редкие серебряные восточные украшения и недагоценные бронзовые сосуды. Серебряная посуда встречается, в основном, только в виде лома. Она, как и разрезанные на несколько частей восточные монеты, принималась на вес, как средство оборота. 

А теперь попробуем ответить на вопрос, откуда же на Урале и в Прикамье взялись такие огромные запасы серебряной утвари, что о них до сих пор рассказывают легенды.

 

Пути серебра

 

На Урале в средние века, в основном, обитало финно-угорское население. Их культура, по мнению ряда археологов и этнографов, отличалась особым почитанием серебра и вообще металла белого, небесного, лунного, божественного цвета. Серебряные сосуды использовались как символы божественности, как жертвенная посуда, а вещи из серебра - щитки, гривны, серьги, подвески, украшения - приносились в дар духам-покровителям либо украшали одежду, как магические амулеты.

Есть в культуре угров определенная традиция: общение с великим героем угорского народа - небесным всадником, «за миром наблюдающим человеком», сыном бога Торума и богини Калтась. Считается, что он объезжает землю по небу на белом восьмикрылом коне, который не должен касаться копытами земли. В отчете Н. Л. Гондатти «Предварительный отчет о поездке в Северо-западную Сибирь» 1888 года говорится: «очень часто перед жильем ставится предварительно несколько серебряных тарелочек, чтобы божий конь мог стоять не на голой земле или снегу».

 

 

На ритуальное использование сосудов из серебра указывают и многочисленные шаманские рисунки, нанесенные ножом или шилом. Эти рисунки изображали различные сцены из ритуалов: мужские фигуры в остроконечных шлемах с саблями в руках, рыб, птиц, лошадей, лосей. Рисунки эти нанесены тонкими линиями и мало заметны. Может быть, процесс рисования на священном блюде гарантировал победу в сражении, удачу на охоте или что-то такое.

И, раз серебра требовалось много, конечно, появилось предложение. Поступление серебряной утвари в Предуралье и на Урал началось еще в V-VI вв. и закончилось в XIII-XIV вв. При этом серебро Востока, а с ХІ-ХІІ века - и серебро Запада, попадало сюда по Пушному торговому пути (через Хазарию, Византию, Волжскую Булгарию, Золотую Орду). 

 

 

Кстати, часть привезенных серебряных сосудов переделывалась местными жителями в украшения и культовые предметы. Например, в ритуальные маски.  К примеру, на сегодня в Пермском крае найдено несколько сотен таких серебряных масок и полумасок. А сколько еще предстоит найти!

 

 

Кроме утвари

 

А еще серебряная посуда была только частью серебра, устремившегося с V века в уральские леса. Другой частью были монеты и украшения. Что касается монет, то их сюда везли совершенно разные: от сасанидских драхм VI-VII веков до золотоордынских монет XIV века. Среди монет есть западноевропейские денарии, византийские миллиарисии, арабские и булгарские дирхемы. Больше всего арабских дирхемов. Максимальный приток арабской монеты в Предуралье пришелся на Х - первую половину XI века. К наиболее крупным кладам арабских дирхемов относится Чердынский 1860 года с 6 тысячами дирхемов, Майкарский, содержавший больше тысячи монет, Ягошурский (Удмуртия) - с 1,5 тысячами монет. 

Еще в большем количестве на Урал в период раннего средневековья поступало серебряных украшений: поясные наборы, височные подвески, перстни, браслеты, медальоны, цепи. Большинство этих украшений - продукция ювелиров Волжской Булгарии.

 

 

Разнообразие серебряных украшений просто поражает воображение. Так, в составе клада, который был найден колхозником Ф.Е. Езовым в 1927 г. при работах на огороде в селе Вильгорт Чердынского района было 26 серебряных украшений: многолепестковые, квадратные и круглые накладки от головного убора, украшенные припаянными серебряными жгутиками и зернью, расплющенными и перевитыми золочеными проволочками, вставками сердолика; колпачки от перстней, украшенные зернью и сканью. 

Часть украшений была найдена при раскопках поселений и захоронений, но часть известна и из кладов, то есть из культовых мест. Как полагают ученые, после разрушения культовых мест серебро уходило под землю, откуда спустя сотни лет вторично появлялось на свет в составе кладов.

 

Выводы

 

По итогу всего вышенаписанного можно сделать выводы: артефакты и монеты из серебра попали на Урал в результате активной международной торговли. Серебро здесь меняли на меха, отборное зерно и соль. К слову, именно меха соболя, куницы, горностая, черной и красной лисы манили русских воинов изначально и являлись их первой добычей на Урале. Но уже после первых походов на Урал главной добычей стало серебро, которым эти земли были богаты и которое было накоплено на святилищах и в семьях в результате развития международных торговых связей.

Как вы понимаете, подавляющее большинство серебряных предметов и монет не дошла до нашего времени. А те сокровища торевтики (искусство производства рельефных художественных изделий из металла) и нумизматики, что хранятся в нынешних музеях - лишь малая часть. Возможно, многие предметы из «серебра закамского» предстоит найти при помощи металлоискателей.

Д. Таскин,

по научным работам А. М. Белавина