Башня Тамерлана

Есть в Варненском районе Челябинской области примечательное строение. Издалека среди полей виден его островерхий шатровый купол. 

 

 

Добраться до него не так уж сложно, если есть личный автомобиль. От Челябинска нужно выехать на Южноуральск, затем через Пласт, Степное и Чесму проехать до села Варна. Затем расспросить местных жителей, они покажут дорогу. После этого некоторое время надо будет ехать по грунтовке, а далее всё уже увидите своими глазами. Для тех, у кого транспорта нет, есть вариант с автобусом от Челябинска до Варны – он в пути примерно 4,5 часа.

Ну а теперь расскажу, зачем сюда ехать вообще и что это за башня Тамерлана такая.

 

Легенда о башне Тамерлана

 

Полководец Тимур, или Тамерлан, в конце XIV столетия обосновался в Самарканде. В то время он вел ожесточенные войны с остатками Золотой Орды. В одном из сражений с татарским ханом Тохтамышем Тамерлан разбил своего противника и пленил его сына. Пленник был необычайно смелым, храбрым и красивым. Доставленный в стан Тамерлана сын татарского хана, по обычаю того времени, был закован с цепь и посажен в глубокую яму. О пленном красавце узнала дочь Тамерлана, увидела пленника и влюбилась в него. Воспользовавшись отъездом отца, подкупив стражу, она вызволила пленника, и влюбленные покинули стан Тамерлана.

Остановились они там, где простиралась стена леса, а рядом было голубое и тихое озеро. Здесь они разбили шалаш. Поскольку девушка грустила, она отправила голубя с запиской отцу. Тамерлан был взбешен. Он послал сотню лучших воинов, чтобы найти дочь. Юноше, сыну Тохтамыша, удалось обратить их в бегство. Но на помощь первой сотне пришла вторая. Они не пошли в бой, а остановились у леса и осыпали противника стрелами. Но юноше все было нипочем. Начал он бить и вторую сотню. 

Совсем уже мало осталось воинов, но тут юноша увидел, что к нему несется, сгорая от ярости, Тамерлан. Воин не захотел стать убийцей отца своей жены и повернул коня. Затем прискакал к жене, она все поняла, схватила его за руку, и они побежали к озеру. Прошло мгновение, и вода скрыла их. 

Потрясенный горем Тамерлан приказал построить на этом месте башню-мавзолей. По преданию, глину, из которой стали делать кирпичи, месили на верблюжьем молоке и яйцах диких птиц. Таким образом была построена Башня Тамерлана.

 

 

По другой легенде, дочь Тамерлана и ее муж, путешествуя по степи, были растерзаны тиграми, обитавшими тогда в тех краях, и на месте их гибели была построена гробница. И, что характерно, когда хоронили пару, ее осыпали золотом. 

Красивые легенды, даже очень. Но есть ли у них что-то общее с реальной историей?

 

Реальная история 

 

Некоторые исследователи заявляют, что мавзолей возведен в XV веке, в котором как раз и повезло жить Тамерлану, следовательно, легенды правдивы. Да, мавзолей действительно был возведен в то время, но никаких свидетельств о том, что великий монгольский полководец пребывал на землях нынешней Челябинской области, нет. Его войска проходили гораздо южнее.

По науке башня Тамерлана называется Варненским мавзолеем, мавзолеем Кесене (Кешене), комплексом Кесене. При этом башкирское слово «кесене» означает «дворец усопших», «мавзолей».  

 

 

Как и в каком году был построен мавзолей Кесене, доподлинно неизвестно. Первые записи об этом сооружении появились только в XVIII веке. Сделал их Петр Иванович Рычков – исследователь Оренбургской губернии, работавший здесь с 1734 по 1760 годы. Челябинской области, конечно, в то время не существовало, а село Варна только образовывалось – здесь осели казаки Оренбургского казачьего войска. Земли входили в состав Оренбургской губернии.

Так вот, в своем труде «Топография Оренбургская» Петр Иванович Рычков сообщает о «о мавзолеях-палатках из жженого кирпича к северо-западу от Троицка» и об аналогичном сооружении «верстах в 50», «около вершин речки Таузака». В последнем случае речь идет как раз о мавзолее Кесене. 

Подробнее о нем писал несколько позже человек с той же фамилией, но военный – капитан Николай Рычков. В «Дневных записках путешествия капитана Николая Рычкова в Киргиз-Кайсацкой степи 1771 г.» сообщается, что мавзолей был возведен неизвестной науке цивилизацией, бытовавшей на Южном Урале и оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных сооружений. Говорится и о том, что мавзолей в окрестностях Варны возведен над могилой «святого царя» этого народа. Этнограф Руф Гаврилович Игнатьев сто лет спустя после Рычкова тоже писал, что местные киргизы-кочевники и язычники почитают башню храмом неизвестной веры и мавзолеем над прахом святого царя.

Возможно, отсюда и появилась легенда о «башне Тамерлана». Вот уж всем царям царь!

Но, так или иначе, в 1889 году мавзолей раскопали. Сделано было это под руководством известного русского географа и этнографа Эдуарда Юльевича Петри. Было обнаружено женское погребение. В составе находок были шелковые ткани, золотые перстни с арабесками и иные украшения из золота. Описание их сохранилось, а вот артефакты пропали и об их судьбе ничего неизвестно.

В годы советской власти мавзолей Кесене тоже изучали. Было установлено, что ранее мавзолей был покрыт глазурованной плиткой, а вообще данный тип шатровых мавзолеев характерен для архитектуры Хорезма. Наиболее близкими аналогиями мавзолея Кесене являются мавзолеи Маджара на Северном Кавказе, Ирки-баба в Туркменистане и Бэндэбике в Башкирии.

 

 

Мавзолей Кесене является памятником ранней мусульманской мемориальной архитектуры XIV-XVI веков, установленным над женским захоронением. Похороненная восточная девушка – не из простых. Был сделан вывод, что драгоценности и одежда из шелка явно свидетельствуют о ее высоком статусе. 

Кроме того, оказалось, что   мавзолей здесь не один. Комплекс Кесене состоит из собственно мавзолея высотой 17 метров, шести курганов эпохи бронзы, кургана раннего железного века и почти 150 курганов позднего средневековья. Вокруг башни обнаружен древний некрополь с более чем семью сотнями захоронений разных периодов. 

Ну а в восьмидесятые мавзолей Кесене, пребывавший в состоянии руин, восстановили. Сегодня он выглядит, как новенький. 

 

Восстановление башни Тамерлана

 

Впечатления о поездке

 

Добраться до мавзолея Кесене, как я уже писал выше, совсем несложно. Бытует мнение, что добираться приходится сквозь какие-то болота. Это не так. Если вы поедете туда не сразу после таяния снега или не в дождливые осенние дни, никакого болота вы не найдете. Здесь было озеро, но оно давно пересохло. Рядом с мавзолеем раскинулись возделываемые поля. 

Величественный мавзолей Кесене можно увидеть практически из любой точки Варны. Местные жители не особо интересуются мавзолеем, но могут рассказать о том, что там похоронена казненная по приказу отца дочь Тамерлана, а также о том, что вокруг башни, бывает, ходит призрак в белых одеждах и высокой шапке.

 

 

По мере приближения к мавзолею сразу понимаешь, что это место, к сожалению, становится «культурным». Вокруг него в обилии разбросан мусор: бумажки, пивные полторашки и бутылки, окурки, пачки от сигарет и тому подобное. Рядом с мавзолеем – беседка, тоже окруженная мусором. В другой беседке есть качель. Наверное, здесь любит отдыхать местная молодежь или туристы. 

Также возле башни есть небольшой курган, на который протоптана тропинка, и деревце, стилизованное под монгольские молитвы-ленточки. В монгольских верованиях есть традиция повязывания разноцветных ленточек с молитвами на ветви деревьев. Считается, что когда ленточка колышется ветром, молитвы посылаются на небо, даже если человек занят другим делом. Думаю, что это стилизация – ленточки выглядят старыми и не особо обновляемыми. Хотя туристы вполне могут подвязывать каждый свою.

 

 

К самой башне Тамерлана идешь по вымощенной камнями тропинке. С каждым шагом по ней нарастает почтительное и мрачноватое настроение. Ощущения погружения в глубину веков не было. Вид мавзолея – очень современный, как будто часовенка, может быть, потому особенного трепета встречи с древностью нет. 

На входе – кованая решетка. Внутри – большая комната с каменным полом и маленькими окнами.

 

 

Говорят, башня Тамерлана обладает живительной силой. Человек будто бы омолаживается. Проверил – омоложения не наблюдается, зато есть очень будоражащее чувство, как будто пережил приключение или что-то необычное. Как будто древние камни сквозь современные кирпичи поют свою степную песню о древних царях и принцессах…

Ехать туда или нет, каждый решает сам. Но если бы я еще раз стоял перед выбором, я бы выбрал – непременно ехать.

 

 

Пока, например, местность сохранила некоторый мистический флер и окончательно не превратилась в непотребный «культурный парк» на потеху публике, не обросла ларьками и потешными скоморохами…

Д. Таскин