Съездили пошурфить фундаменты на урочище

Шурф фундаментов - это очень неплохой вид металлопоиска. Кому-то он покажется непродуктивным, тяжелым в плане того, что приходится перелопачивать много земли. Для меня это в первую очередь приятное, увлекательное занятие. В этом деле тоже нужно думать головой, а не просто так приехать и начать перекапывать все за подряд. Однажды я попал на советский фундамент, с которого унес чуть больше двухсот пятидесяти монет, но сейчас речь пойдет о другом выезде.

Жаркие летние дни очень мешают копу. Обычно в такую погоду мы выезжаем ночью, насекомые особо не мешают, сильной жары нет – красота. Так и в этот раз: подъём в два ночи, быстренько собрался и поехал за товарищем. Нас ждал еще один друг, на его машине мы как раз и собирались ехать. Подъехав к нему, мы перегрузились в его внедорожник и двинулись в путь. 

 

 

Место для шурфа было выбрано не случайно. Это урочище находилось далеко в лесу и в старые времена служило местом притяжения большого количества людей. Здесь проходили различные ярмарки, вокруг находилось множество хуторов, короче говоря, жизнь кипела. Это село прекратило свое существование в начале пятидесятых годов, люди переселялись ближе к райцентру, так потихоньку и вымерла деревенька. Дорога до места заняла часа полтора, в основном, это было преодоление заброшенных полей, также немало времени у нас отнял овраг с ручьем, через который пришлось проезжать. После еще одно поле, и мы на месте.

Раньше я частенько наведывался на это место, и находки попадались достойные, но с каждым разом их становилось все меньше и меньше. Это поселение как магнит притягивает копарей со всей области, но по приезду они очень сильно расстраиваются. Шурфить здесь почему-то никто, кроме нас, и не начинал. Скорее всего, это потому что рядом находятся еще несколько перспективных урочищ, ну а может быть, есть и другая причина. 

 

 

По приезду мы осмотрелись. Трава была очень высокой. Решили сделать несколько пробников, мини-шурфы, для того чтобы понять, какой здесь культурный слой, да и вообще узнать обстановку. Зайдя на фундамент, я сделал несколько пробников шириной метр на метр и глубиной примерно два штыка. Положительных результатов не было. Не знаю почему, но когда мы приехали, погода начала резко портиться и начался сольный ливень с грозой. Все это дело пришлось пережидать в машине. Дождик шел минут двадцать, а сколько дел наворотил! Эх, нет слов…

Ну не уезжать же! Решили раскопать фундамент, около которого оставили машину. Когда зашли на него, уже были мокрые насквозь. Я начал копать вдоль остатков печки, друг остановился на входе в дом, а третий товарищ решил перекопать комнату. Самое сложное – это начать, а дальше дело идет хорошо. Прокапываешь два-три штыка, звонишь прибором грунт, затем глубже и так далее. Получается в своем роде большая грядка глубиной, может быть, в пояс. Короче копаешь вперекидку, и в конечном результате остается практически ровная площадка. Кто-то копает траншеей (обычно вдоль стен так делают), это удобнее, но потом часто лень закапывать.

На находки этот фундамент оказался бедным, хотя была куча различной керамики, кости, всяческий шмурдяк.

 

 

Решили сделать небольшой перекур, подойдя к другу, который копал комнату, и начали прозванивать его отвал. Странно! Уверенный сигнал. Итог – створка от складня. Бывает и так, что пропускаешь сигналы, поэтому лучше лишнее время уделить отвалу, так сказать, более тщательно исследовать его, убрать лишний металлический мусор.

Далее вернулись каждый к своему месту. Фундамент с большой неохотой делился хорошими находками, но терпеливость и настойчивость делали свое дело, и полезные сигналы все-таки проскакивали. Это были монеты от денги до копейки Николая Второго. Проскакивали также и ранние советские монеты в очень хорошем сохране. Да вообще на фундуках очень хороший сохран, если, конечно, дом не горелый. 

 

 

Вот еще интересный сигнал. Когда я выкопал его, увидел, что это оказалась запонка с камнем. Красивая находка! После под катушку попалась пуговка-гирька с обычным орнаментом. Докопался я до приличного количества битой керамики, и среди осколков на глаза попалось мне двадцать копеек 1860 года в отличнейшем сохране. Это дело нужно перекурить и попутно перекусить. 

Пришлось развести небольшой костерок для разогрева провианта. Перловая и гречневая каша на свежем воздухе, разогретые на костре, показались божественной пищей.

 

 

Передохнув полчасика и подведя итоги выезда, решили уделить еще несколько часов этому месту, добив его до конца. Для такого шурфа количество находок небольшое. Можно было бы перейти на другое место, но жаркий летний день высасывает силы, и очень тяжело в такие моменты находиться целый день под палящим солнцем. 

Обратный путь оказался нелегок, дождик сделал свое дело, ну а солнышко еще не успело подсушить разбитую и уже намокшую дорогу. Проезжая через овраг, увидели незнакомых ребят на «Ниве». Тормознулись, поболтали. Они очень удивились, когда увидели, как мы выезжаем. Из разговора мы поняли, что они тоже пробираются к тому же урочищу, но вот разбитая дорога и ручей их задержали, и дальше они собирались идти пешком, а, услышав вдалеке крики и шум мотора, решили подождать и посмотреть, кто и на чем выедет. Увидев нашу «Нивку», камрады сначала не поверили глазам, что так можно ездить. Мы еще немного поболтали, и каждый отправился своей дорогой: мы домой, а парни – на коп.

Дмитрий(DS)