В поисках бандитского клада. Не там искал несколько лет!

Часть 1

Часть 2

 

Своей первой и основной целью я считал хутор, где был уничтожен главарь банды. Или, опять-таки, как посмотреть, может быть, лидер контрреволюционной группы? Сложно сейчас понять, кем те лесовики были на самом деле. К тому же, похоже, что и тогда, в начале 1920-х, одни видели в них борцов с большевиками, а другие - откровенных бандитов. Совсем не исключаю, что справедливо было и то, и другое. Почему бы и нет? Обычное явление  для всех активных участников противостояния в период Гражданской войны и становления советской власти. 

По мне так очевидно, что для любого государства нет ничего страшнее и убийственнее гражданской войны, когда свои безжалостно уничтожают своих, а у каждой из противоборствующих сторон собственная правда. Как тут понять, кто есть кто?

И сторон в таком внутреннем вооружённом конфликте, как правило, бывает много больше, чем две, при этом каждая оставляет за собой право поступать с другими по законам военного времени.

Ну да ладно, не будем отступать от темы.

Хутор, на котором убили Игната, обнаружился довольно быстро, найти его большого труда не составило. Добраться туда тоже было несложно, так как находился он всего в километре от довольно крупной (для малонаселённого района области), ещё жилой деревни. Местность – возвышенность, хвойный лес, преимущественно сосна, грунты песчаные, трава растёт не слишком активно, копать можно почти до средины июня. Участок небольшой, на два-три дома, пробить тщательно вполне реально даже в одиночку. Начиная с 1940-х годов о хуторе никаких упоминаний.

 

 

У нас вообще после Великой Отечественной войны множество маленьких деревенек и починков прекратили своё существование - видимо, некому  было поддерживать в них жизнь, мужиков война забрала, а их семьи перебрались в более крупные деревни.

Итак, о хуторе. Ездили туда с камрадами, как на работу, то вдвоём, то втроём, оставались и с ночёвкой не один раз.

В результате – глушняк! Не нашли мы общака банды. Монеток, само собой, пособирали (кстати, до нас там никого не было). Все монеты от средины XIX века до 30-х годов XX века.

Интересный момент: в одну из поездок, когда были вдвоём, каждый из нас нашёл по одной створке складня, не хватило ещё одной, чтобы собрать складень целиком.

Мет. мусор не сильно мешал в поиске, не было ни частей от сельхозтехники, ни кровельного железа гнилого, ни проволоки. Ходить - одно удовольствие.

Даже расширились от мест, где стояли дворы, метров где на 50, где и на 100 по кругу – пусто!

Позже, уже на следующий год, приезжал туда ещё пару раз, мало ли… Единственный пропущенный советик зацепил, да крестик маленький серебряный и… недостающую створку складня! На этом и всё, находки закончились. 

 

 

А вот с определением починка № 2, который вроде как считался основной базой мужичков-лесовичков, пришлось повозиться, нелегко это мне далось. Информация была на удивление противоречивой, но я справился. 

В очередной раз дождался весны. Команда из проверенных камрадов подобралась быстро. 

Ближайший населённый пункт от намеченной точки находится более чем в десяти километрах, а дальше него дорог нет. Было понятно, что пробираться к бывшему починку придётся весной, как только чуть подтянет грунтовки. Летом наверняка и соваться нечего - всё зарастает. В тех краях если и ведётся какая-то сельхоздеятельность, то лишь вблизи центральной усадьбы и посёлков покрупнее. 

 

 

Сама по себе экспедиция, безусловно, заслуживает отдельного рассказа, но это как-нибудь в другой раз. Отправились мы вчетвером, у всех хорошие металлоискатели, на всякий случай захватили и глубинник, White's TM 808, на этом я настоял. 

Хутор нашли сразу, там легко было определить точное местоположение даже по космоснимкам + генштаб, правда, пришлось оставить машины и топать пешком чуть ли не весь десяток км. Ну, может, не совсем уж десяток, но, тем не менее, находились.

Вышли на точку. Блин, такое чувство, будто ничего не изменилось за почти 100 лет! Глушь глушью, только заросшие молодыми деревцами колеи от лесовозной техники напоминают о том, что когда-то сюда вела дорога. Как свидетельствует один из добровольцев (я изучал его показания), принимавший участие в уничтожении контрреволюционной банды, и в начале 1920-х это место так же считалось медвежьим углом.

 

 

Странно, что у заваливающихся, очень старых черёмух просматривался сгнивший остов какого-то строения, ведь сам хутор исчез ещё до войны. Возможно, тут было нечто вроде охотничьей избушки? Не знаю, на сей счёт информации нет. 

 

 

Продолжение следует…

Д. Нократец