Как весь мир узнал о Золотой Бабе?

Главное божество и священный артефакт язычников, который следует искать где-то в Пермском крае или в Югре, частенько фигурирует в статьях для кладоискателей с заголовками типа «10 ненайденных сокровищ» и тому подобное. Есть упоминания Золотой Бабы и в литературе.

Например, много интересного сообщает О.А. Кошманова, ссылаясь на рассказ манси Н.С. Урубаева в 1954 году. Кошманова пишет в очерке «Золотая Баба или Заколдованная Богиня», что среди коренных жителей эту золотую скульптуру никто никогда не называл бабой: «Она была для них ЗОЛОТОЙ БОГИНЕЙ - СУРЕНЬ ТОРУМНЭ! И называть её бабой считалось большим грехом!.. Для посвященных просто ОНА. А кто не понимал, тому и знать не дано».

 

 

Но кто же первым рассказал всему миру о Золотой Бабе?

Оказывается, это был профессор Краковского университета Матвей Меховский. В 1517 году краковский издатель Иоганн Галлер выпустил труд Меховского «Трактат о двух Сарматиях», который многократно переиздавался на разных европейских языках в XVI веке. В книге Меховского рассказывается о божестве, представленным женской статуей, которое он называл Zlota Baba. По его словам, «окрестные народы чтут ее и поклоняются ей; никто, проходящий поблизости, чтобы гонять зверей или преследовать их на охоте, не минует ее с пустыми руками и без приношений; даже если у него нет ценного дара, то он бросает в жертву идолу хотя бы шкурку или вырванную из одежды шерстину и, благоговейно склонившись, проходит мимо». 

Матвей Меховский был кабинетным ученым, откуда же он узнал о некоторых подробностях, связанных с поклонением этому божеству? Здесь, вероятно, важно обратиться к русскому следу - устным сообщениям россиян, знавших во всех подробностях о существовании Золотой Бабы в Югре. 

 

Золотая Баба. Рисунок XVI века.

 

Будучи каноником церкви и членом городского совета Меховский имел доступ в краковскую тюрьму, где тогда томились в плену участники русско-литовской войны 1512-1522 годов. Против Русского государства тогда выступали объединенные войска Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Война эта в итоге закончилась перемирием: на княжество напал Ливонский орден, а на Русь совершили опустошительный набег крымские татары. Из-за внутренних проблем каждая сторона оказалась практически при своем.

Однако русских пленников литовцы набрали знатно. Польские и литовские историки поименно называют 611 (по русским источникам - 370) пленных из числа знатных воевод, бояр и детей боярских, захваченных в 1514 году после Оршанской битвы. 

Так вот, Меховский как представитель церкви посещал военнопленных в тюрьме и выспрашивал их о походах в Югру, где наряду с географическими подробностями русских просторов, его интересовала статуя Золотой Бабы. Вскоре у него появился соперник - австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн. Перед тем как отправиться послом в Москву в 1517 году, он встретился в тюрьме с русским воеводой и под предлогом хлопот об облегчении его участи он расспросил его золотой статуе. Столько много золота не могло пройти мимо внимания охотников до сокровищ.

 

Карта Гербершетейна с Золотой Бабой.

 

Что же из себя представляла Золотая Баба?

Представление о ней порою формировалось только на основе домыслов. Чаще всего они соответствовали античным канонам. Меховскому Золотая Баба представлялась обыкновенной женской статуей, географам-исследователям - в виде статуи, держащей в руках либо рог изобилия, либо копье, либо младенца. 

Во второй половине XVI столетия на одной из географических карт Золотая Баба изображена мадонной уже с двумя детьми.

 

 

Какова она была на самом деле, узнать невозможно. До сих пор изображений с натуры так никто и не представил. Об этом божестве можно узнать из немногих отечественных и зарубежных источников ХIV-XVIII веков. 

Например, одна из древнейших новгородских летописей – Софийская – впервые сообщает об этом идоле в связи с кончиной в 1398 году великопермского епископа Стефана, описывая тяжести его миссионерства: «Живяше посреде неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведящих, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой Бабе, и волхвам и древью». Спустя десятилетие, в 1510 году митрополит Симон в специальном «послании пермскому князю Матвею Михайловичу и всем пермячам большим людей и меньшим» делает упреки за то, что они поклоняются Золотой Бабе и другим идолам. Исходя из этих письменных источников, можно предположить, что в каждом языческом регионе была своя «Золотая Баба», хотя не стоит сбрасывать со счета и другую версию - о миграции божества на восток…

Так, по Кунгурской летописи известна история о том, что осенью 1582 года Ермак, штурмуя Демьянский городок в низовьях Иртыша, хотел уже было отложить приступ, но вдруг объявился перебежчик, поведавший о том, что в городке находится идол, сделанный из чистого золота. Услышав это, предводители казаков приказали продолжить приступ. Городок был взят, но желанного трофея там не оказалось: служители кумира смогли выбраться из окружения и унести его с собой. 

 

 

Есаул Брязга с отрядом бросился по следам исчезнувшего идола, и в мае 1583 года они оказались на Оби, в местности, называемой Белогорьем, где находилось мольбище Золотой Бабы. Оно было защищено своего рода заклятьем, согласно которому всякий, нарушивший покой великой богини, должен был умереть. Но казаки презрели все запреты и обыскали капище до самого последнего закутка, однако Золотой Бабы так и не нашли. Она вновь таинственным образом пропала. А когда казаки возвращались из похода, то попали в засаду и погибли все до единого. В начале XVIII века миссионер Григорий Новицкий в поисках идола собрал сведения о святилище, где тайно хранился кумир.

Кстати, миграцию идола на восток все вышеперечисленное как раз подтверждает. Ведь совершенно точно известно, что после завоевания Сибири молва о Золотой Бабе стихает. Этому могли быть и другие причины, конечно. С колонизацией этого края все больше и больше появляется православных храмов. Сооружение церквей сопровождалось повсюду сокрушением идолов…

 

 

Подводя итоги, можно сказать, что сведения о Золотой Бабе распространились по цивилизованному миру с XVI столетия, а позже на несколько веков об идоле забыли. Вспомнили только уже к XX веку, да и в XXI не забывают.

 

Где искать Золотую Бабу? 

 

Сведения о местонахождении Золотой Бабы достаточно противоречивы. К примеру, Меховский в «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) пишет, что идол находится «за Вяткой при проникновении в Скифию». А вот Сигизмунд фон Герберштейн в 1549 году, а за ним Александр Гваньини в 1578 году и Джайлс Флетчер в 1591 году указывают, что он спрятан вблизи устья Оби.

Далее. На одной из карт Меркатора, изданной в 1595 году, в районе устья реки Обь изображена фигура с ребенком на руках и подписью Slata baba. 

 

 

Еще подкину информации к размышлению. В 1961 году Золотую Бабу будто бы обнаружили в окрестностях поселка Юильск в верховье реки Казым, примерно в 30 километрах от Ханты-Мансийска. Статуя, напоминающая по описаниям известный идол, была найдена в одном из лабазов близ поселка. Председатель колхоза Семен Молданов распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей, но пока из города ехала комиссия, амбар сгорел. На пепелище изваяние обнаружить не удалось, оно попросту исчезло.

Где сейчас таинственная Золотая Баба, если она действительно существует, неведомо. Может, идол спрятан в одной из потаенных уральских пещер в ожидании своего часа?

Д. Таскин, по статье

М.М. Рябий, И.Г. Рябий