Главные дороги сибирских ханств

История ханств Сибири насчитывает несколько веков. Здесь не раз сменялись правящие династии, создавались и рушились могучие союзы, проводились успешные и откровенно провальные военные походы. Конец сибирской вольнице положили походы Ермака и присоединение обширных восточных территорий к государству Российскому в XVI веке.

 

Сибирское ханство

 

Все эти события так или иначе связаны с имевшимися в то время дорогами, которые, на взгляд кладоискателей, очень важны в плане находок. В данной статье как раз описаны главнейшие пути, по которым передвигались как торговые караваны, так и войска с награбленным добром.

Есть мнение, что само возникновение ханств в Сибири (а конкретно, в Тоболо-Иртышской лесостепи) произошло из-за поиска новых торговых путей. В конце XIV века, когда большая смута настала в Золотой Орде, развернулись войны на востоке, а походы Тимура достигли не только Поволжья, но даже Крыма и Семиречья, пришел конец международной торговле по южным трансазиатским маршрутам. В итоге начался поиск более спокойных маршрутов. Они как раз пролегали в северных широтах. И в начале XV века в результате легендарного военного похода из Бухары в Западную Сибирь 366 шейхов и воинов хана Шейбана произошел захват Иртышского и Ишимского путей.  Рукописи сибирских татар прямо говорят: «После этого открылась религия, открылась дорога, по берегам реки Джирс (Иртыша) прошли караваны». 

На перекрестках торговых путей закономерно появилось государство. Оно называлось Кок-Орда, столица его располагалась в городе Чинги-Тура. Торговый путь, шедший через всю Евразию, шел из Поволжья через Уфимские степи до города Чинги-Туры. Он именовался Казанской дорогой. От Чинги-Туры этот торговый путь шел на юго-восток через Прииртышье, калмыцкие улусы и в Китай. 

Кроме этого пути, который тянулся вдоль широты, был путь и вдоль долготы, так называемый меридиональный. Чинги-Тура с его помощью была связана с городами Средней Азии. 

 

Чинги-Тура. Ремезовская летопись

 

Ну и, конечно, Чинги-Тура была центром многочисленных местных путей сообщения, по которым с периферии везли ясак, в обратную сторону двигались чиновники и военные отряды.

Кстати, сегодня Чинги-Тура расположена под Тюменью, там ведутся раскопки (Царёво городище). Собственно, Чинги-Тура на картах с XVI века и именуется Тюменью.

После переноса в 1446 году столицы Кок-Орды на юг, в город Сыгнак (в бассейне реки Сыр-Дарьи), система путей сообщения Чинги-Тура потеряла столичный лоск и регулярность сообщений. Но крупные войска продолжали по ним передвигаться. Например, в 1489 году от Ибак-хана в Москву прибыло посольство Чюмгура, а в 1495 году тюменский хан Мамук провел к Казани многочисленное войско и взял город.

 

Чинги-Тура. Медный рельеф, Набережная р. Туры.

 

В 1510-х годах на месте Чинги-Туры возникло Сибирское (Тайбугинское) княжество. Столица нового государства переместилась на север в город Искер (Кашлык). Тут, конечно, логично предположить, что от столицы до периферии государства должны появиться хорошие дороги: их сеть должна была обеспечить быструю переброску войск, провоз ясака, движение торговых караванов. Однако достоверных сведений о дорогах Тайбугинского княжества практически никаких нет.

В 1563 году власть в Тайбугинском княжестве перешла к Кучуму, который в 1570-е годы создал на его основе Сибирское ханство. Кучум провел в государстве административные, военные, религиозные преобразования, в результате которых территория ханства расширилась, сеть государственных путей была обновлена и расширена на север в таежное Прииртышье и Нижнее Приобье, на юго-восток в Барабинскую степь, на юго-запад в южноуральские степи. Важной заслугой Кучума стало восстановление международных торговых путей с государствами Восточной Азии, запустевших в годы правления тайбугинов. Об этом прямо говорят сибирские летописи. На юг вдоль рек Ишим и Иртыш из столичного Искера в Бухару и Туркестан потекла пушнина. 

 

Хан Кучум. Экспонат музея в Крапивинском Кемеровской области

 

И оживление торговых международных путей, в свою очередь, стало не только причиной расцвета, но и конца Сибирского ханства. Историк С.В. Бахрушин утверждал, что «открывшийся спрос на пушнину со стороны заграничных рынков всколыхнул интерес русских промышленников и предпринимателей, толкнув их на открытие и захват новых «соболиных мест». Началось энергичное разведывание путей за Урал. В 1574 году Строгановы выступили с проектом захвата дороги в глубь Сибири путем постройки на свой счет на Тоболе, Иртыше и Оби ряда укрепленных пунктов. В конце 1570-х по их поручению голландец Оливер Брюнель обследовал путь на реку Обь как сушею, через страну самоедов и Сибирь, так и морем, вдоль берега на восток от реки Печоры; под его же руководством Строгановыми была подготовлена экспедиция морем и Обью для открытия дороги в Китай. 

 

Строгановы: первые русские олигархи

 

Таким образом, международные торговые пути стали причиной возникновения сибирских ханств, они же стали и одной из причин их падения.

Ну а теперь то, чего вы так долго ждали.

 

Список путей Сибирских ханств.

 

1. Казанское ханство – Китай 

 

Важнейшим транспортным путем сибирских ханств был широтный трансевразийский путь, связывавший между собой столицы Казанского и Сибирских ханств с калмыцкими землями и Китаем. От Тюменских ворот в казанском кремле, через Большой Камень до города Чинги-Туры, а затем и до Искера (Кашлык, Кучумово городище) шли несколько дорог:

  • Вишерско-Лозьвинский путь. Маршрут с Вычегды или с Камы до города Чердынь, далее по рекам Вишере, Велсу, через верховья Лозьвы, и далее вдоль рекам Тавда и Тобол в Искер, Сылве и Чусовой через Уральский хребет в город Чинги-Тура. Известно, что этим путем возвращался в 1581 году в Сибирь мансийский князь после успешного набега на Кайгород и на Чердынь. По нему прошел в 1586 году отряд воевод Сукина и Мясного, основавших русский город Тюмень.Дорога через Тагильский волок. По реке Каме, реке Чусовой до устья впадающей в нее реки Серебрянки, по Серебрянке до Тагильского волока, волоком «25 поприщ» на реку Журавля, из реки Журавли в Баранчу, из Баранчи в Тагил, и из Тагила в Туру. Тагильский волок задолго до присоединения Сибири русскими носил название Тюменского. В первой половине XVI веке пермичи посылали «к волоку Тюменскому и в вогуличи и в Сылву своих людей с пермским всяким товаром торговати». Этим же путем в течение всего XVI века зауральские народы совершали набеги на пограничные волости Московского царства. Этой же дорогой пользовалось и правительство Ивана Грозного, по ней ездили царские послы из Москвы в Сибирь и из Сибири в Москву. 

 

 

  • Казанская дорога. По реке Каме через уфимские степи на верховья Исети в Чинги-Туру, Явлу-Туру. В 1505 году русские летописи отметили приход рати «ис Тюмени, Кулук салтана Ивака царева сына с братьею и з детьми». В 1586 году для контроля над этим путем был построен город Уфа. В конце XVI века российское правительство использовало эту дорогу для переброски войск в Сибирь. Так, в 1594 году из Казани в Тобольск были отправлены войска, посланные против Кучума. Этой же дорогой через Тюмень пользовались купцы из Бухары и Юргенджа. Так, в документе 1649 г. «Расспросные речи тобольских служилых людей Федора Иванова и Бай-багиша Якшигулова…», написано: «А с Уфы де их, Фетку и Баибагишка, воевода князь Дмитрей Долгоруков отпустил в Тоболеск по Казанской дороге, по которой ездят ис Тоболеска и с Тюмени русские люди и татарове в Казань с товары». От Уфы на восток эта дорога шла, как минимум, по трем направлениям. Первое - по речной долине реки Уфа, в районе современных населенных пунктов Нязептровск - Нижний Уфалей - Маук - Касли пересекала Уральские горы. Второе - дорога проходила по речным долинам рек Уфа, Ай, Большой Ик и по широте современных населенных пунктов Ункурда - Кыштым пересекала Уральский хребет. Третье - дорога проходила по верховьям рек Сим, Юрюзань, Сатка, Ай. Из Чинги-Туры дорога шла через Искер вдоль реки Иртыш, через Барабинскую степь на восток в калмыцкие кочевья и Китай. Из Искера дорога направлялась по левому берегу Иртыша до устья реки Ишим, напротив которого располагался город Кызыл-Тура. Далее следовала к устью реки Тара, вдоль ее южного левого берега, а затем на юго-восток к реке Омь и городу Тон-Тура. От него дорога шла мимо Убинского озера в Среднее Приобье. В 1585-1598 годах вдоль этого пути происходили военные действия между военными формированиями Кучума и отрядами русских воевод. В 1630-х северный участок этого важного пути был отмечен строительством восточнее Тобольска Каурдацкого, Тебендинского, Усть-Ишимского острогов. Из города Тары дорога шла по левому берегу Иртыша вверх по его течению. Южнее устья Тары существовала переправа через Иртыш. На правом берегу от переправы дорога шла к деревне Бернагуль, затем вдоль южного берега Тары через деревни Резина, Еремина к слободе Бергамацкой, далее через деревни Абросимова, Муромцова к волости Чертанлы и затем к озеру Угуй, реке Тартас и вдоль южного берега реки Омь к реке Кагат, а далее на восток к реке Оби, где располагались самые восточные территории Сибирского ханства.

 

2. Сибирское ханство – Восточная Азия

 

Наиболее прочными контактами Тюменского ханства и Сибирского были контакты с азиатскими странами. Центрами торговли были крупные города: Чинги-Тура (Тюмень), Искер (Кашлык), Кызыл-Тура (ненайденный средневековый город, предположительно на р.Ишим), Явлу-Тура (Ялуторовск). К ним и вели основные меридиональные торговые маршруты, шедшие вдоль рекам Ишим, Иртыш, Вагай, Тобол.

  • Ишимская дорога. В XVII веке шла от Тобольска вверх по правому берегу Иртыша до Калмыцкого перевоза, где, перейдя на левый берег реки, продолжала следовать по нему до устья реки Вагай. От него до находившейся немного южнее Атбашского острога переправы дорога проходила по левому берегу Вагая, далее дорога пролегала «через зыбучия и мелкия болота» и выходила, «минуя озеро Якиш-кеуль», на «Ишимские пади», на речку Карасунь. Отсюда, следуя «подле Ишима», дорога, переметнувшись на правый берег реки, выходила «на вершину Ишима реки, на Каменный брод». Несмотря на то, что дорога эта была малоудобной и пригодной лишь для движения «коньми и верблюды», торговое движение по ней было большим, так как была более безопасной от набегов кочевников. От Каменного брода дорога шла «прямо на зимний полдень» в сторону Туркестана, не доходя которого 6 дней разветвлялась на две: одна к казахским владениям, другая - калмыцким. Заканчивалась дорога в городе Бухара. На северном участке этого пути в 1585 году на реке Вагай искал исчезнувший бухарский караван Ермак.

 

 

  • Иртышский путь, выводивший торговых людей к верховьям реке Ишим, к Туркестанской дороге, тянулся от Искера далеко на юг по левому берегу Иртыша до реки Камышлов. Затем он поворачивал на юго-запад и, пройдя по степи солидное расстояние, неожиданно появлялся в верховьях реки Ишим. Далее путь, перескочив Ишим восточнее Каменного брода, встречался с Ишимской и Ордынскими дорогами, образовывая Туркестанскую дорогу. По Туркестанской дороге, маршрут которой подробно описан О.Н. Вилковым, можно было отправиться в различные части Средней Азии. Вместе с тем Иртышский путь использовался для путешествия к калмыкам и в Китай. 

Кстати, для ищущих старинные дороги отмечу, что до начала XVIII века Россия почти не занималась в Западной Сибири прокладкой новых путей, а старалась закрепить имеющиеся маршруты, для чего строила на них остроги и слободы. Ну а прокладку дорог в южноуральских степях и на территории Казахстана Российская империя начала лишь в XIX веке.

Д. Таскин, по материалам 

А. Матвеева, В. Татаурова