Костел Святой Анны в Вильнюсе

Когда едешь галопом по Европам, и галоп получается ну очень быстрый, поневоле приходится выбирать, куда сходить и что посмотреть. Можно, конечно, посмотреть и из окна поезда – так еще быстрее, но мы не ищем легких путей. В августе этого года я ездила в Калининградскую область, а по пути буквально на три часа заглянула в Литву.

На границе с Литвой выходить у меня желания не было, и поэтому я высадилась в центре. Для себя я решила, что обязательно осмотрю костел Святой Анны, и если успею, то заскочу на смотровую площадку, с которой хорошо просматривается Вильнюс, столица Литвы. Так я и поступила.

 

 

Костел Святой Анны

 

Сначала давайте разберемся, кто такая вообще святая Анна. Это мать Богородицы. Римская церковь утверждает, что святую Анну зачали при поцелуе дедушка и бабушка Марии, будучи в возрасте семидесяти лет. Анна прожила праведную жизнь обычной еврейской женщины того времени. Нет никаких упоминаний о том, что Анна обладала даром исцеления больных или имела способности к медицине. Однако в позднем средневековье в сознании типичного европейца образ святой Анны был прочно связан с избавлением от смертельных болезней. Ей молились, посвящали храмы и часовни, совершали паломничество к мощам с надеждой вернуть потерянное здоровье. Особенно разгоралась вера в помощь святой Анны во времена эпидемий.

 

Во внутреннем дворике костела.

 

Бастион против чумы

 

Не было страшнее слова в средневековой Европе, чем чума. Прокатившись смертельным колесом по континенту и забрав жизни двадцати миллионов человек в середине четырнадцатого века, она на время утихла. Новый храм в столице Великого Княжества Литовского Вильно закладывали при большом стечении народа, посвятив святой Анне как заступнице от страшной болезни. В толпе наверняка были люди, которые помнили зловонные горы трупов и опустевшие города. Новая церковь должна была создать вокруг города своеобразный защитный круг, куда не сможет просочиться чума. 

Первый храм был построен из дерева. Авторы средневековых хроник не оставили никаких сообщений о внешнем виде и внутреннем убранстве церкви. До нас дошла только информация о закладке храма, о пожаре 1419 года и последующем восстановлении храма. Скорее всего, никаких неприятностей в дальнейшем со зданием не произошло, потому что через сто лет церковь была разобрана из-за ветхости и желания прихожан угодить святой Анне постройкой каменной обители. 

 

 

Здесь тоже были свои загадки. Нам до сих пор неизвестно имя архитектора каменного костела Святой Анны. Историки уже добрую сотню лет ожесточенно спорят по этому поводу. Среди наиболее вероятных авторов проекта называют: Николая Энкингера, выходца из Гданьска; Бенеша Рида, известного чешского архитектора; неизвестного архитектора из Фландрии. В пользу этой версии говорит тот факт, что в Нидерландах сохранились до наших дней десятки церквей в позднеготическом стиле с похожим дизайном. 

Единственное отличие в том, что в Западной Европе храмы часто вписывались в плотную городскую постройку, а в столице Литвы аналогичная церковь была построена обособленно. Органично вписывается в эту версию высказывание Наполеона о костеле святой Анны: «Это красивый собор. Ему место в Париже». Эти слова, брошенные на ходу и записанные каким-то ординарцем, будут впоследствии превратно истолкованы литовскими патриотами. Дескать, хотел тиран разобрать по кирпичикам гордость Вильнюса и вывезти во Францию! На самом деле Наполеон просто хотел сказать, что этот готический собор в восточноевропейском провинциальном городе смотрится чужеродно. Ему место там, где много похожих соборов – в Париже или Антверпене.

 

Костел во времена Наполеона.

 

А вот имя заказчика строительства известно точно. Это был великий князь Литвы и король Польши Александр Первый Ягеллон. Он очень любил Вильнюс, поэтому инициировал и оплатил строительство этой церкви и целого ряда других зданий, украсивших город.

 

Жизнь длиною в пятьсот лет

 

Собор святой Анны в Вильнюсе всегда был приходским храмом. Остается только удивляться, как удавалось членам общины каждый раз изыскивать необходимые суммы для восстановления и украшения церкви. За всю свою историю костел четырежды подвергся значительным реконструкциям и реставрациям: 

  • В последней четверти шестнадцатого века. Реконструкция церкви продолжалась более 17 лет. 
  • После пожара 1761 года. Работами руководил выдающийся немецкий архитектор Иоганн Глаубиц, основатель стиля виленское барокко. Коренной переделке подвергся свод. Деревянные элементы были заменены каменными. Церковь снаружи была покрашена в красный цвет. Боковые арки главного портала были спрятаны и усилены. Восстановлен первоначальный облик алтарей, выполненных в стиле барокко.
  • С 1850 по 1873 годы была переделана кровля. При помощи красной глины отделаны внешние стены. Оштукатурено внутреннее пространство. Построена новая колокольня.
  • В начале семидесятых годов XX века. Укреплены шпили и башни фасада. Проведен полный комплекс реставрационных работ.

И еще сравнительно недавно специалисты по охране памятников архитектуры настояли на проведении масштабных восстановительных работ и мероприятий по укреплению несущих конструкций, что и было сделано в 2009 году.

 

 

Посещение костела

 

Церковь расположена в самом сердце Вильнюса, на улице Майронё, строение под номером восемь. Что хорошо, что расстояние от железнодорожного вокзала не больше двух километров, так что добраться до костела не составило труда. Я дошла до Старого города, миновала ворота Острая Брама и держалась правой стороны улиц, до тех пор, пока не увидела знакомый по фотографиям силуэт, характерный для пламенеющей готики.

Первое, что поразило меня при первом знакомстве с костелом – его размеры. Фотографии на рекламных буклетах создают впечатление монументальности, а на самом деле храм не так уж и велик по сравнению с русскими церквями. Ширина здания по линии фасада десять метров, а длина двадцать два метра. Несмотря на скромные размеры, издалека костел Святой Анны кажется большим, и еще есть иллюзия, что иголки крестов впиваются в низкое балтийское небо.

 

 

Главной отличительной чертой церкви является фронтон костела с тремя устремленными в небо шпилями. Традиционные для готики арки сопровождаются элементами прямоугольной формы, что увеличивает ощущение динамизма всей конструкции. Колокольня храма представляет собой отдельно стоящее здание, которое за счет цвета и форм довольно органично вписывается в общий ансамбль, несмотря на то, что была возведена в девятнадцатом веке. Костел святой Анны имеет также крытый переход в монастырь бернардинцев: через пристроенную в семнадцатом веке галерею можно попасть в соседний архитектурный комплекс. Внутри костела все сдержанно, но торжественно.

 

 

Для участия в католическом богослужении нужно подойти в воскресение к девяти или одиннадцати часам, а в будние дни - к половине шестого. Проповедь ведется на литовском языке. Храм открыт для посещения туристов с начала мая до конца сентября с десяти утра до шести вечера. В остальную часть года приходить стоит только за 30 минут до начала службы, иначе вы остановитесь перед закрытыми дверями.

В заключение замечу, что костел святой Анны является одним из национальных символов Литвы. Таким, как для русских церковь Покрова на Нерли, а для французов – собор в Клюни. Литовцы гордятся тем, что в шестнадцатом веке в храме проповедовал выдающийся деятель Реформационного движения Абрахам Кулвиетис. Национальные поэты воспели костел в многочисленных стихах и песнях.

Р. Юзенас