Заброшенные города: заполярные Помпеи

В 1639 году отряд служилых людей во главе с енисейским казаком Посником Ивановым основал в среднем течении Индигирки новое поселение — будущий Зашиверск. На тот момент это была просто изба, вокруг которой постепенно стал формироваться город. Зимовье обнесли крепостной стеной, по углам острога установили башни. Около 1700 года бригадой местных умельцев во главе с мещанином Андреем Ховаровым в городе была возведена Спасо-Преображенская церковь — уникальный памятник архитектуры, построенный без единого гвоздя. Сейчас эта церковь находится в Новосибирском Академгородке. Как она туда попала и какие таинственные события этому предшествовали, мы и хотим вам рассказать. 

 

 

Город за порогами

 

Посник Иванов был достаточно известным человеком. Он основал Вилюйск, Верхоянск и Зашиверск. Именно ему приписывают первые контакты с представителями народа юкагиров — местными племенами, издревле жившими на этой территории. Иванов требовал ясак, юкагиры упирались, так что, надо полагать, общение между двумя сторонами было далеко не мирным.

Возведение новых поселений было необходимо для того, чтобы затвердить власть Русского государства над вновь освоенными землями. Одним из оплотов россиян и стал Зашиверск. Место для его строительства было, по мнению Иванова, выбрано удобное: Индигирка делала здесь петлю, и на большом полуострове, который исключал внезапное вторжение врага с трех сторон света, казаки срубили первую избу.

 

 

О местоположении Зашиверска говорило и его название. Шивера — это мелкий участок реки с беспорядочными камнями и перекатами. Шиверы характерны практически для всех крупных сибирских и дальневосточных рек. Если перевести название города на более привычный язык, мы получим Запорожье.

Расцвет Зашиверска пришелся на середину XVIII века. В 1783 году он стал уездным городом Якутской провинции Иркутского наместничества. Численность русского населения была такова: 62 крестьянина, 33 купца и 99 мещан. Плюс местное население, о численности которого сведений мы не обнаружили. Как считают историки, население Зашиверска вряд ли превышало когда-то 500 человек, а общее число построек — 270 сооружений.

Звезда Зашиверска стала закатываться в самом начале XIX века. То, что Посник Иванов считал преимуществом, стало роковым недостатком. Труднодоступность Зашиверска стала всех изрядно доставать. Статус уездного города перешел Верхоянску, туда переехали все административные учреждения. В городе остался лишь один отряд военных и немного жителей.

 

 

Знаменитого полярного исследователя Фердинанда Врангеля занесло в Зашиверск в 1820 году. Он насчитал здесь всего пять жилых изб. Неизвестно, чем занимались здесь оставшиеся люди еще полвека, но жизнь, надо полагать, как-то теплилась. Два финальных гвоздя в крышку гроба Зашиверска вбил крупный пожар 1875 года и эпидемия оспы 1883 года. Люди умирали прямо в домах, хоронить их было некому. Из Верхоянска приехала специальная бригада, сжигала дома вместе с умершими, дабы не распространять заразу.

Впрочем, как утверждает один источник, агония Зашиверска продолжалась до советского времени. В конце 20-х годов прошлого века экспедиция народного комиссариата водного транспорта, проводившая исследование русла Индигирки, встретила на месте Зашиверска двух якутов. Звали их Митрей и Евдокия Слепцовы. Якобы они жили в амбаре, оставшемся от бывшего города. Потом Митрей вроде как умер, а его спутница куда-то исчезла. Этой тайной и завершилась история некогда богатого города.

 

Церковь на века

 

Вряд ли есть какой-нибудь город на территории Зауралья, с которым связано столько легенд, как с Зашиверском. Самая первая повествует о временах, когда город только строился. У казаков Посника Иванова был проводник – местный шаман и, как его часто называют, богатырь Бэрт Чёрёгёр. Именно он указал Иванову на место, где следует основать город.

Следующая история о Чёрёгёре относит нас на 70 лет вперед, ко времени строительства Спасо-Преображенской церкви. Дерево для креста на ее купол подбирал Чёрёгёр. Он нашел на горе Чубукулаах нужное дерево, срубил его, сел на него верхом и съехал вниз. Строителям сказал, что под крестом из этого дерева церковь будет стоять века.

 

 

Трудно сказать, родилась эта легенда триста лет назад, сразу после описываемых в ней событий, или под личность легендарного богатыря подогнали современные реалии, но церковь простояла здесь до 1971 года, когда группой ученых под руководством академика Алексея Окладникова она была перевезена в новосибирский Академгородок, в музей под открытым небом, где находится до сих пор.

Удивительно, но факт: в городе было немало крупных пожаров, Зашиверск неоднократно топило, почти век эта территория была абсолютно заброшена, но деревянная церковь выстояла. Безусловно, она подверглась разрушениям, но очень незначительным. Предсказание Чёрёгёра сбылось.

 

Зашиверская погань

 

Впрочем, вся эта история про богатыря Чёрёгёра — пожалуй, единственная позитивная легенда о Зашиверске. Остальные — сплошной ужастик, сценарий для триллера, да и вряд ли могло быть иначе, учитывая трагическую судьбу города.

В разных источниках можно найти предания, записанные этнографами в 40-50-х годах прошлого века в окрестных селениях. Едва старожилы переходили к теме Зашиверска, как начиналась полная жуть. Начнем с того, что в деревне Русское Устье, староверческом поселении у впадения Индигирки в океан, сохранилась идиома «зашиверская погань». Выражение означает эпидемию или просто неизлечимую болезнь.

Некоторые рассказчики в беседах с этнографами утверждали, что Зашиверск погубила некая сила, которую называли «эбэ» — бабушка. Под этим словом подразумевалась сама природа, отомстившая местным жителям за истребление пушных зверей.

В другом варианте никакой бабушки не было, зато были духи, сидевшие на деревьях недалеко от Зашиверска в образе двух белых девушек, сестер. До поры, до времени они никого не трогали, пока какой-то тунгус не поругался с ними. Девицы обиделись и наслали на жителей мор.

Еще одна легенда, достаточно скучная на фоне остальных, рассказывает о женщине в черной одежде, которая пришла в город и попросила переждать здесь зиму. Женщина была большая черной оспой, заразила всех, и все умерли.

 

 

Самая известная история связана с купеческим сундуком, шаманом и священником.

Якобы на одной ярмарке, а ярмарок в Зашиверске было изрядное множество: каждый год по две, в январе и декабре. Так вот: на одной ярмарке появился бесхозный сундук. Местный шаман потребовал, чтобы сундук сожгли, не открывая. Священник рассудил по-другому: открыть сундук и посмотреть, что внутри. Поскольку сундук был богат, красив и явно полон какого-то добра, людям больше приглянулась речь священника. Сундук открыли, и в нем оказались богатые одежды, меха, украшения, которые сразу были разобраны подоспевшим населением. Как выяснилось впоследствии, вещи были заражены черной оспой. Все, кто к ним прикасался, умерли.

 

Стоит ли сюда ехать?

 

Как-то самим собой возникает вопрос: а были ли в Зашиверске копатели? Точной информации у автора этих строк нет, но ответ, скорей всего, отрицательный.

До Зашиверска крайне тяжело добраться. Однозначного и единственного маршрута до заброшенного города нет. Его останки расположены на территории Момского района Республики Саха. Центр Момского национального наслега — улус Хонуу стоит на реке Мом, притоке Индигирки. Есть люди, которые сплавлялись по воде от Хонуу до Зашиверска. Это порядка 120 километров. Сплав сложный из-за тех самых шивер, новичку он не под силу, необходима специальная подготовка. В отчете участников сплава был упущен момент возвращения на Большую землю. Скорее всего, сплав был продолжен до уже упомянутого поселка Русское Устье, а там — на самолете.

Воздушным путем можно добраться и до Зашиверска. Для этого надо заказывать вертолет. Возможность посадки там есть. В 70-е годы на вертолете сюда доставлялись археологи, а уже в наши годы — официальная делегация Республики Саха на празднование одной из юбилейных дат Зашиверска.

 

Указатели на месте Зашиверска. Фото yakutia.info

 

Есть данные о посещении Зашиверска пешими путниками. С одним из них беседовал автор этих строк. Дорога до заброшенного города долгая, часто по болотистой местности, обязательное присутствие гнуса и диких зверей.

Отдельный вопрос: а стоит ли там копать? Дело даже не в том, что, по словам моего собеседника, площадка густо заросла травой и иван-чаем. Надо помнить, от чего вымерло большинство жителей Зашиверска. Общеизвестный факт: когда в 1969 году здесь начались раскопки, профессор Иван Маковецкий, вскрывшие первые захоронения возле церкви, и кинооператор Олег Максимов, снимавший это дело, заболели и умерли спустя очень короткое время.

С одной стороны, общеизвестно: оспа побеждена, на рубеже 60-70-х годов прошлого века все люди были привиты. С другой стороны, факт налицо. Возможно, в могилах была не оспа, а какая-то другая зараза. «Зашиверская погань», как говорят жители Русского Устья.

Сейчас на месте старого города стоит часовня, а также множество памятных знаков в разной стилистике. Так что если кто-то все-таки захочет пощекотать себе нервы и посетить заброшенный город, то мимо он не пройдет.

Евгений Лазарев

"Вестник МДРегион"