Эксклав. Фридландские ворота

Один из самых удивительных городов нашей страны – Калининград, бывший Кёнигсберг. Российский эксклав в Европе, сквозь контуры которого проступают и средневековые черты, и черты застройки XVIII-XIX века. Об одной из удивительных построек Кёнига – Фридландских воротах – я расскажу сегодня.

 

 

Когда-то Кёнигсберг называли городом-крепостью. Город имел два рубежа защиты: внутреннее кольцо оборонительных сооружений, состоявших из краснокирпичных крепостных стен, башен, редюитов, городских ворот и внешний пояс, состоявший из 15 фортов, удаленных от центра города на расстояние 5км. 

После Великой Отечественной войны, а точнее для Кёнигсберга как для германского города это была Вторая мировая, все внутригородские сооружения были разрушены почти до основания. А вот форты уцелели. Сегодня в них расположены музеи: Музей янтаря – в башне Дона, филиал областного историко-художественного музея – в форте N° 5, филиал Государственного центра современного искусства – в мансарде казармы и в башне «Кронпринц», отделы Музея Мирового океана - в крепостных воротах «Королевские» и «Фридрихсбургские». В других сооружениях открыты рестораны, магазины, учебные заведения. Ну а во Фридландских воротах расположился одноименный музей – «Фридландские ворота», который еще называют «Музеем рыцарства». Но это местное название, на «Большой земле» скорее неизвестное.

 

 

Музей посвящен страницам истории Калининградской области.

Первая из них открывается, как только кинешь взгляд на Фридландские ворота. Они живо напоминают о времени середины XIX столетия, о той эпохе, когда были возведены. Кстати, названы они в честь городка Фридланд, в который через них пролегала дорога. Нынче это город Правдинск. 

Фасад ворот со стороны города разделён пятью контрфорсами на шесть частей. Контрфорсы завершаются остроконечными двухскатными декоративными башенками, которые выступают над декоративным парапетом с зубцами. Все внешние отверстия ворот (проезды, окна, двери) выполнены в виде стрельчатых арок и украшены перспективными порталами. Также ворота украшают фигуры «королей». Остановимся на них подробнее.

На самом деле, это никакие не короли. 

 

 

На внешней стороне ворот, которая сегодня выходит на калининградскую улицу Дзержинского, изображен Фридрих фон Цоллерн (Friedrich von Zollern), великий комтур Тевтонского ордена (1412-1416). Из его жизни упомянем только некоторые факты: он был знаменосцем в Грюнвальдской битве 1410 года, во время которой Тевтонский Орден потерпел сокрушительное поражение от Великого Княжества Литовского, затем принимал участие в битве вод Танненбергом (тоже разгромной), но не сдался, а сражался после под Мариенбургом, где тевтонцы победили. Победа была безоговорочной, однако позже внутри ордена вспыхнул заговор, сменилось руководство, и при нем орден уже был окончательно разгромлен. Но фон Цоллерн остался в памяти восточных пруссов одиозной фигурой – этаким несгибаемым полководцем и отличным управленцем. Его скульптура пропала с Фридландских ворот в 60-х годах ХХ века, и до сих пор о ее судьбе ничего неизвестно. Фотография Фридландских ворот 50- х годов с фигурой Цоллерна нашлась у жительницы Калининграда. Благодаря ей были проведены реставрационные работы, и скульптура великого комтура была установлена на городской стороне ворот в мае 2008 года. 

 

 

Внутри ворот, уже со стороны пруда, мы увидим фигуру другого рыцаря. Это одиннадацатый великий магистр Тевтонского ордена Зигфрид фон Фейхтванген (1301-1311) – основатель Среднего замка в Мариенбурге (ныне Мальборк, Польша). Скульптура тоже куда-то исчезла, но была восстановлена в 2005 году.

Ну что же, зайдем в сам музей.

 

 

В первых залах всё более-менее современно, можно увидеть скульптуру королевы Луизы, мундиры XIX века, а также небольшую выставку икон.

 

 

Зато главный зал – вот они, настоящие ворота в прошлое! Здесь все дышит атмосферой прошлого, довоенного, немецкого Кёнигсберга. 

 

 

Возле правой стены – как будто дверь в аптеку, возле нее стенд с разными скляночками и баночками, так и представляется запах лекарств. Что интересно, тут же продавались и куриные кубики «Магги» - германское изобретение начала XX века. Еще рядом с ними стоит тушенка, сохранившаяся с тех времен. Говорят, ее даже можно есть. Но мы не пробовали, конечно. 

 

 

 

Далее будут стенды с предметами быта, например, обувной мастерской, есть витрины с красивой и изящно сделанной посудой.

 

 

Особо привлекла меня полка с бутылочками. На одной из них написано «Fanta». Да, оказывается, и этот напиток тоже был изобретен тут, в Восточной Пруссии. Правда, тогда его делали на основе яблочного сока и жмыха, а не с ароматизаторами со вкусом апельсина.

Но самое главное в этом зале – фильм. Его показывают несколько раз на большом белом стенде в арке ворот. Это видеоряд, созданный на основе старинных фотографий Кёнигсберга, которые немного анимировали, и они «ожили». Наложенный шум улиц создает впечатление черно-белой кинокартины, которая погружает нас глубоко в прошлое. Вместе с важными господами ты прогуливаешься по мощеным улицам-штрассе, любуешься прекрасными замками и уютными домиками центра города, которого давно уже нет… Недаром Кёнигсберг называют «немецкой Атлантидой». Это действительно исчезнувший город, осколки и тени которого просматриваются в облике современного Калининграда.

 

 

Если что, фильм официально носит название «Город-крепость, город-сад. Виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга». В описании в буклетике указано, что он дает возможность увидеть, каким был город в 1895-1910-х годах, заглянуть в витрины магазинов.

За залом с кинопроектором есть еще один. Чтобы в него попасть, нужно выйти во двор. Во дворе видно скрытую от обывателей часть Фридландских ворот. 

 

 

Во дворе есть несколько машин из прошлого: трамвай, старенький «черный воронок»… При мне шел дождик, так что никаких объяснений от экскурсовода насчет этих экспонатов не последовало. Впрочем, ладно.

 

 

Переходим во второй главный зал внутри самих проездов ворот. В нем тоже интересно: тут и телефонная будка, и столб с афишами, и кусочек мощеной мостовой, по которой ходили люди столетия назад. В уголке сиротливо притулился кассовый аппарат, магически напоминающий легендарную шифровальную машинку «Энигма»…

 

 

 

Далее будет более современное помещение, в котором мы, наконец, доберемся до рыцарей. Здесь представлены реконструкции одеяний и доспехов рыцарства разных эпох. Сначала, конечно, будет представитель Тевтонского ордена. Затем, рядом с ним, стоят злейшие противники орденцев – представители королевства Польского и Великого Княжества Литовского. У другой стены стоят также представитель польского рыцарства и какой-то восточный воин. Может быть, воин одного из южно-русских князей.

 

 

 

Напоследок можно попробовать себя в роли рыцаря или возлюбленной оного. В специальном зале можно примерить одеяния прекрасных дев того времени, а также рыцаря Тевтонского ордена. Конечно, одеяния дев я пропустила, а вот в тевтонца нарядилась. Очень здорово! Ощущения непередаваемые.

 

 

 

Словом, музей абсолютно и стопроцентно заслуживает вашего внимания. 

Р. Юзенас