Сокровища на тропическом острове, который мог бы быть русским

Приборный поиск на тропическом острове, пляжи, девушки в бикини, коктейли в скорлупе кокосовых орехов… Все это могло бы быть реальностью даже без получения визы. Конечно, вы скажете, есть море островов, на которые русский человек может улететь и без бюрократических проволочек. Но что, если такое было бы возможно внутри нашей страны? Оплатил по внутреннему тарифу, вылетел из Москвы и через каких-то 10 часов – ты в тропическом раю! 

Да, была у России такая возможность, но, увы, безвозвратно упущенная.

 

 

Мы с вами говорим об острове Тобаго. Этот чудный клочок суши площадью в 300 квадратных километров расположен в Атлантическом океане, чуть восточнее Карибского моря. Пару столетий назад отсюда возили в Европу кофе, табак, сахар и ром, а сегодня на нем раскинулись плантации кокосовых пальм. Тропические пляжи, заливы, вечнозеленые леса и водопады Тобаго привлекают туристов. Да так, что в 2004 году на Всемирной туристической ярмарке в Лондоне Тобаго был назван «Лучшим Карибским островом года».

Остров мог стать колонией России, и достаточно легко, так что не пришлось бы прикладывать особенных усилий. Ни завоевывать, ни вводить войска на Тобаго было не нужно. Но обо всем по порядку.

Началось все с Курляндии (государство, существовавшее с 1561 по 1795 годы на территории западной Латвии). В период правления герцогов Якоба и Фридриха Кетлеров (1642-1698) Курляндия, со всех сторон зажатая Речью Посполитой и находившаяся от нее в вассальной зависимости, развернула заморскую экспансию. Маленькое, но гордое государство отстроило надежные корабли и при помощи торгового флота проворачивало весьма выгодные финансовые операции. Флот принес Кетлерам огромные личные доходы и сделал герцогов самыми богатыми людьми своего времени. 

 

Серебряный талер Якоба Кетлера, 1644 г.

 

Тобаго же в эти времена никому не принадлежал. Остров был открыт еще Христофором Колумбом и весьма условно захвачен испанцами. Серьезных попыток колонизации Тобаго испанцы не предпринимали.

Предъявить претензии на островок никто не торопился, и герцог Якоб Кетлер обратил на Тобаго свое сиятельное внимание. С 1637 года Курляндия предприняла три безуспешных попытки колонизации. Почему безуспешных? Потому что местное население сопротивлялось вторжению. Например, в 1642 году около 300 курляндцев-колонистов, прибывших развернуть строительство укреплений на острове, были убиты местными жителями – индейцами караибами. 

Удача улыбнулась герцогу с четвертого раза, после того, как Якоб Кетлер заключил договор с британской торговой компанией о покупке острова. Далее в 1654 году 80 семей обосновались на юго-западе Тобаго, и остров поименовали Новой Курляндией. Здесь возвели городок Якобсштадт. Колонистов защищало войско из 150 солдат, а губернатором был назначен успешный капитан торгового судна «Das Wappen der Herzogin von Kurland» Виллем Молленс. 

Окружающая местность тоже получила курляндские названия: Большой Курляндский залив, Залив Якоба, Новая Митава, Залив Либау, Малый Курляндский залив. В первый же год существования колонии поселенцами была построена лютеранская церковь. Чтобы колония развивалась, герцог Якоб приказал создать на Тобаго плантации сахарного тростника, табака и кофейные плантации. Колонисты исполнили пожелания герцога, и начался экспорт в Европу местных товаров. Курляндцы перевозили в страны «Старого света» сахар, табак, кофе, хлопок, имбирь, индиго, ром, какао, черепашьи панцири, тропических птиц.

 

Эскиз фрегата для курляндской Виндавской верфи.

 

Однако долгое время благоденствие Новой Курлянии не продлилось. На противположной части острова обосновались голландцы. Во время Северной войны, в 1659 году, когда герцог Курляндии попал в плен к шведам, голландские колонисты захватили и подмяли под себя курляндское поселение. Через год, когда Кетлер возвратился из плена, Новая Курляндия с почтением была возвращена герцогству, но развитие колонии прекратилось.

К тому же начались пиратские набеги на Тобаго. Морские разбойники почуяли баснословные прибыли и напали на остров в 1666 году, буквально вдвое проредив население Новой Курляндии. Говорят, в эти времена курляндцы попрятали на острове много ценностей в виде кладов – ведь они решили покинуть негостеприимную землю, а брать много на свои, хоть и вместительные, но ограниченные по тоннажу корабли, не могли. Колонисты из Курляндии вернулись на остров в 1680-м, но попали прямиком под раздачу – на Тобаго велись безжалостные войны между голландцами и индейцами.

Дальнейшая судьба Тобаго в источниках описывается по-разному. По одной версии, в 1690 году герцог Фридрих Казимир, сын Якоба Кетлера, промотавший отцовское состояние, продал Тобаго англичанам, по другой – Курляндия до конца своего существования не отказывалась от заморского владения, продолжая назначать туда губернаторов, которые на самом деле не покидали столицу герцогства Митаву. 

А теперь переведем наш взор на Россию того времени. Еще при царе Алексее Михайловиче у русских возник интерес к Вест-Индии, и шли переговоры о совместном создании колоний. Но Якоб Кетлер проявил принципиальную позицию и отказался от сотрудничества с русскими. А уже его внук, курляндский герцог Фридрих Вильгельм в 1699 году предложил Петру I выкупить Тобаго... 

Однако будущий император, в отличие от своего отца, не заинтересовался заморской колонией, тем более, что у России на тот момент вообще не было собственных портов на Балтийском море и выходов к Атлантическому океану. 

 

26-летний Петр I. Портрет кисти Кнеллера в 1699 году принадлежал английскому королю.

 

Повторно инициатива по продаже «неудачного острова» России прозвучала в 1711 году из уст английского коммерсанта Руперта Бека, который предложил русским снарядить военный отряд и взять остров «с наскоку». Проект авантюриста не нашел поддержки у Петра I.

Зато идеей голландского еврея Симона Абрагама основать на Тобаго коммерческое предприятие и русскую колонию с перевозкой и использованием труда каторжников в 1736 году заинтересовалась императрица Анна Иоанновна – кстати, вдова курляндского герцога Фридриха Вильгельма (внук легендарного Якоба Кетлера). Но советники убедили ее, что колонизация чревата конфликтом с Англией. 

Зато Курляндию императрице удалось прибрать к рукам. Со времен Анны Иоанновны герцогством фактически управляли российские наместники, а официально Курляндия была присоединена к Российской империи в результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. Герцогство получило название Курляндская губерния, и в таком виде в составе России просуществовало вплоть до 1918 года.

По информации ряда источников, Екатерина II все же попыталась отсудить у англичан Тобаго. Попытка не увенчалась успехом. Но, возможно, прояви великая императрица больше настойчивости и подбери более подкованных в международном праве юристов, на Тобаго поселились бы русские, а в колонии бы начали ходить монеты с замысловатым вензелем EII.

 

Большая Курляндская бухта на Тобаго.

 

Но история не терпит сослагательного наклонения. И сегодня единственным, что напоминает о колонистах из Курляндии на Тобаго, является только название Большой Курляндской бухты, а также монумент в честь курляндских колонистов в городе Плимут, открытый в 1978 году.

Павел Макаров