Синташта – прототип Аркаима

Неподалеку от поселка Рымникский Челябинской области на берегу реки Синташты четыре тысячелетия назад был расположен укрепленный город, в котором жили люди, владевшие высокими технологиями. По крайней мере, так утверждают многочисленные эзотерики. Археологи с ними частично согласны.

 

 

СинташтА (ударение ставится на последний слог) – одна из легенд археологии Южного Урала. Это поселение и курганные могильники, открытые в 1972 году экспедицией Уральского и Челябинского университетов под руководством профессоров В.Ф.Генинга и Г.Б. Здановича. По названию Синташты почти сразу же была названа особая культура, к которой относится и известный всем Аркаим, а также другие поселения подобного типа: Каменный Амбар, Берсуат, Куйсак, Аландское, Кизилское городища и другие.

Как вы понимаете, культура была названа синташтинской. Она развивалась на рубеже III-II тысячелетий до нашей эры. Синташтинская цивилизация была достаточно высокоразвитой для своего времени, ведь тогда по южноуральской степи передвигались лишь небольшие племена кочевников, не помышлявшие о таких мощных укреплениях.

По данным современной исторической науки, синташтинцы ранее тоже были кочевниками индо-европейсокй языковой группы. Они прибыли на Южный Урал и Зауралье из района южнорусский степей и северного Причерноморья. 

 

 

Так или иначе, что же было такого продвинутого в Синташте?

Архитектура. Археологи откопали потрясающие остатки оборонительных сооружений. Синташта была круглым поселением с мощными глинобитными стенами и рвами. Внешние прямоугольные и внутренние круговые укрепления очень высокие, так, ров был до 3 метров в глубину, а стены достигали до 8 метров в ширину. Площадь поселения 14,5-15 тыс. кв.м. (1,5 гектара). Фортификационные сооружения хитроумны и довольно сложны: для содержания рвов использовались старицы реки Синташты и балки, а еще в поселении действовали системы стока дождевых вод, которые тоже пополняли оборонительный ров. 

 

 

За стенами располагались основательные жилые строения с колодцами и очагами – так называемые «длинные дома». Их длина могла достигать 10 метров. В каждом таком доме селились люди – либо по семейному, либо по профессиональному признаку. В одном из жилищ, например, можно обнаружить остатки металлургического производства.

Металлургия. О металлургии синташтинцев можно составить впечатление по находкам из погребальных камер. В погребальных камерах – боевые бронзовые топоры, наконечники копий, кинжалы, украшения, предметы быта, орудия труда. 

 

 

 

Удивительно, но уже во II тысячелетии до нашей эры в Синташте были… пилы! Да, не идеальные и сделанные из бронзы, и невеликого размера, но все-таки это был настоящий технологический прорыв, ведь вплоть до средних веков на территории Евразии деревья не спиливали, а рубили топорами. Здесь, конечно, стоит отметить и то, что пилы у синташтинцев – маленькие, а деревьев вокруг было не то, чтобы много. Так что бронзовыми пилами пилили что-то вроде костей.

Еще, по наблюдениям историка Ивана Семьяна, наконечники для стрел из бронзы здесь появились буквально одними из первых в Европе. 

 

 

Также первыми в Евразии, а может, и во всем мире в Синташте начали делать колеса для боевых колесниц (тоже с использованием бронзы). Это были первые в истории настоящие колесницы — легкие повозки с двумя спицевыми колесами, запрягавшиеся конями, которыми управляли при помощи кольцевых удил, и предназначавшиеся для быстрой езды.

 

 

В деревянном кузове такой колесницы размещались двое: возничий, управлявший лошадьми, и колесничий с луком и копьем, к кузову крепились колчан со стрелами, копье, дротики. В древних текстах есть намек на эти колесницы: их называют «великой силой», «непобедимым ветром бури».

 

 

Керамика. Керамику Синташты восстанавливали по фрагментам найденной битой посуды. С.Е. Пантелеева выделяет два основных типа сосудов того времени: горшки и банки (примерно то же самое, что и горшки, но с несужающимся к горловине отверстием).  Керамика богато украшена орнаментами, но не рисованными, а созданными прямо на глине в виде валиков и желобков. Есть на горшках и волнистые линии с фигурами. Отмечены сложные клейма мастеров. Но точно утверждать, была у синташтинцев письменность, или нет, ученые не берутся. Принято считать, что нет, письменности не было.

 

 

Украшения. В Синташте были найдены и украшения – в основном, женские. Они были созданы из бусин лазурита, бирюзы и других камней. 

Деньги. Не в самой Синташте, но в других поселениях синташтинской культуры были найдены формы для отливки мерных брусков. Предположительно, это было примитивное средство обмена, выполнявшее ту же функцию, что и деньги. Больше всего такой брусок напоминает древнерусскую гривну из серебра. Самих же «синташтинских денег» найдено не было: похоже, они разошлись по степи, когда город Синташта был покинут. 

Кстати, а почему это произошло? Большой, процветающий город с металлургией, зачатками цивилизации, даже денежным эквивалентом, вдруг за какие-то двести лет исчез. Все дело вот в чем. Представьте себе город в степи, где основные животные населения – крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот и лошади. Догадываетесь, что могло произойти? Да попросту живность выела всю траву в округе, произошел перевыпас, и людям пришлось переселяться, куда глаза глядят.

 

 

По-научному говоря, урбанистическая модель в рамках скотоводческого кочевого общества не могла развиваться далее, и люди в течение двух столетий покинули город, а сама синташтинская культура распалась на неукрепленные поселки, разбросанные по территории степи. И если в Синташте нет никаких следов пожарищ, то в мелких поселках они уже есть – ведь защиты каменных стен у жителей уже не было…

В наше время Синташта представляет собой обычное место в степи, где чуть просматривается рельеф, по которому можно определить очертания древнего города. Сейчас там ведутся раскопки. 

Д. Таскин