История одной находки: печать Дамиана

Летом 2018 года на одном из суздальских селищ была откопана вроде бы с виду обычная свинцовая подвесная печать. На ней были нанесены погрудные изображения двух святых.

 

 

Надо сказать, что печати подобного типа обычно скрепляли разные документы в средневековой Руси до монгольского ига. В Суздале, то есть на северо-востоке Руси, такие печати встречаются редко, чаще их можно обнаружить в Новгородчине, под Псковом или на юге Руси. 

Однако находка, с тех пор как была вручена исследователям из Института археологии РАН, признана исключительной…

 

Описание печати

 

Печать представляет собой круглую пластину диаметром около 22 мм и толщиной около 2 мм. Святые изображены анфас, их лица округлые, молодые, безбородые, у левого кудрявые волосы. Правая рука левого святого показана в благославляющем жесте, положение левой неясно. У правого святого в правой руке находится вытянутый предмет, возможно, кодекс или сосуд, левая рука поднята. Святые облачены в хитоны, просматриваются складки одежды на груди и на плечах. По сторонам изображений надписи, у левого святого КОСМ, у правого ДАМИАН. Головы святых в точечных нимбах, в центре печати над нимбами буквы ОA, вокруг изображения точечный ободок. 

 

 

Кто такие Косма и Дамиан?

 

Святые Косма и Дамиан, известные на Руси также как Кузьма и Демьян, почитались как целители и бессеребренники. По церковной традиции, они предположительно жили во второй половине III- начале IV вв. Известны три пары святых с такими именами. Первая пара, Косма и Дамиан Асийские, будто бы жили в Малой Азии, были врачевателями, совершили много чудес при жизни и после смерти. Одним из чудес был говорящий верблюд, например. Вторая пара братьев, Косма и Дамиан Римские, приняли мученическую смерть в Риме при императоре Карине. Третья пара именуется Косма и Дамиан Аравийские, тоже известные целители, были пойманы римским гегемоном Лисием и казнены за христианскую веру.

Святые Косма и Дамиан хорошо известны в византийской и русской иконографии. Их изображали обычно с крестами в правых руках и с «сосудцами» для лекарств в левых.

Сохранность суздальской печати не позволяет прояснить все детали изображений, однако очевидно, что мученики изображены без крестов в правых руках. Сходный иконографический вариант изображения святых бессеребренников, представляющий Косму с правой рукой в благославляющем жесте, представлен на хранящейся в музеях Московского Кремля Филофеевской ставротеки - ящичке для хранения частиц святого креста. Ставротека была изготовлена в Византии в XII веке, попала на Русь в XIV веке и стала одной из родовых святынь московского княжеского дома.

 

 

Исследования печати, найденной под Суздалем

 

Специалисты Института археологии РАН всесторонне обследовали и изучили находку из-под Суздаля. Вот что они сообщают:

«Греческая надпись на лицевой стороне печати: KEBO | HYHTVS | DWLVDA | MIANO переводится как: «Господи, помоги рабу своему Дамиану» и дает ясное указание на имя лица, скреплявшего документы печатью: его звали Дамианом».

Пять подобных булл с изображением Козьмы и Дамиана находятся в частных коллекциях и документированы как находки, сделанные поисковиками при помощи металлоискателей на территории, предположительно, возле Суздальского Ополья, Плещеева озера и в Рязанском Поочье. В связи с этим ученые сделали вывод, что деятельность владельца свеженайденной печати была связана с ростово-суздальскими землями.

 

Суздаль. Место, где был средневековый город

 

Тип печати с греческой благопожелательной надписью на лицевой стороне и изображением святого покровителя владельца печати на обороте хорошо известен в русской сфрагистике. Таким образом оформлялись буллы князей, начиная с печати Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Согласно предположению В.Л. Янина и П.Г. Гайдукова, некоторые печати с краткими благопожелательными греческими надписями и изображениями святых на обороте могли принадлежать даже не самим князьям, а княжеским советникам (печатникам).

Обладатель печати, Дамиан, безусловно, занимал высокое положение в обществе, время его деятельности, учитывая особенности оформления буллы и датировку памятника – вторая половина XI – начало XII века. Князья с крестильным именем Дамиан неизвестны в летописях, рассказывающих о событиях XI–XII веков. Так что обладатель печати – высокопоставленный представитель княжеской власти или церковный иерарх. 

Как подчеркивают в Институте Археологии РАН, значение суздальской находки огромно. Она открывает новое имя в ранней истории Северо-Восточной Руси, которая крайне бедна сведениями о реальных действующих лицах, находившихся на исторической сцене. Немногие известные имена, упомянутые в летописях XI – первой половины XII века, это общеизвестные имена князей… Так что появление нового исторического персонажа в этой ситуации – большая удача! Вот так одна печать позволяет лучше понять, что же происходило в то время и кто как жил.

Кстати, вместе с печатью на селище под Суздалем были откопаны и другие предметы: металлическая накладка на сумку с плетеным орнаментом, бронзовый позолоченный колт (подвеска на головной убор) с изображением фантастического животного и амулет-змеевик, на лицевой стороне которого помещено изображение Богоматери с младенцем на троне, а на обороте – изображение Горгоны со змеями. Подобные предметы тоже прямо указывают на то, что их владелец был непростым человеком. Тут, на селе, похоже постоянно присутствовал или заезжал кто-то из близкого окружения князя, бояр и других представителей социальной элиты.

По материалам Н.А. Макарова, П.Г. Гайдукова