Самый загадочный дацан России

Дацанами называют священные храмы буддистов. Один из старейших дацанов России находится в 20 километрах от Хоринска, или в 200 километрах от столицы Бурятии - города Улан-Удэ. Прежде чем попасть на заветное место, нужно въехать в живописнейшую долину. Даже весной, когда природа еще не расцвела, вид на долину открывается такой, что дух захватывает! Бескрайние степи, горы, бесконечные поля – ты как будто попадаешь в другой мир, словно в фильме про волшебную страну Нарнию.

 

 

В подтверждение этой игры воображения настоятель Анинского дацана Легцок лама рассказывает о том, что погода в этом месте всегда отличается от той, что царит вокруг. Здесь всегда дует сильный ветер, а особую энергетику легендарного, веками намоленного места чувствует на себе даже самый отъявленный скептик.  С кем-то здесь случаются настоящие чудеса...

Но в большинстве своем люди здесь просто перестают болтать и суетиться и волей-неволей задумываются о чем-то вечном. Летом в Анинский дацан собираются гости из разных уголков республики и даже мира. Люди разбивают палатки и несколько дней проводят в чистом поле ради того, чтобы просто подольше побыть в этом необыкновенном месте. 

Въезжая на территорию Анинского дацана, сразу обращаешь внимание на полуразрушенное здание, издали похожее на сказочный замок. На старинной постройке здания видны следы от пуль... Это в 1937 году кто-то очень сильно хотел разрушить храм. Дацан взрывали, расстреливали, но так и не смогли уничтожить полностью. Каким-то чудом и фундамент здания, и стены держатся по сей день.  

 

 

Интересно, что с внешней стороны дацан напоминает русскую православную церковь.

Построенный в 1795 году, Аннинский дацан пережил большой пожар в 1811. Тогда же Хамбо лама написал прошение властям о строительстве нового храма. Губернатор Иркутской области дал указание своему архитектуру о том, что необходимо построить буддийскую кумирню из камня. Проект готовил русский архитектор, да и мастеровые, приехавшие строить бурятский храм, тоже были русскими. Потому не удивительно, что в облике здания было много схожего с русскими православными храмами. 

 

 

Зато качество работы можно наблюдать воочию и сегодня: камни, кирпичи и даже штукатурка местами сохранились полностью. А вот арки, балконы и колонны и вовсе напоминают следы византийской архитектуры. Впечатляют размеры и грандиозность величественного буддийского центра. Кроме главного – Цогчен-дугана – здесь было еще 17 малых храмов, в которых работало более тысячи священнослужителей. В каждом из зданий стояли большие статуи тех божеств, в честь которых был построен тот или иной храм. Кроме того, в буддийском центре стояла самая огромная фигура Будды Майтрейя, высотой в 21 метр, вся покрытая золотом. Настоящими листами золота были покрыты и двери в главный вход дацан. 

Вокруг буддийских храмов разместился поселок, в котором жили священнослужители. Дисциплина в Анинском дацане была жесткая. Обучение и посещение дацана осуществлялось по строгому распорядку. Так, после восьми часов вечера женщинам было запрещено находиться на территории храма, где проживали монахи. А после девяти часов вечера закрывались главные ворота всего комплекса, и тогда попасть внутрь буддийского поселка было уже невозможно.  В связи с этим есть история, в которую не все верят. Один из учеников опаздывал на утренний хурал. Он понял, что не успевает попасть в Цогчен-дуган. Тогда он чуть-чуть приподнялся над землей, и так пролетел несколько десятков метров. У ворот храма его уже ждал гебгуй (лама, следящий за порядком), который к тому моменту уже знал о том, что один из учеников так поступит. Парня наказали за этот проступок.  Также очевидцы рассказывают о том, что в былые времена старейшины после проведения молебна могли прямо сквозь стены удаляться в свои покои. Позже настоятелями дацана были введены незыблемые правила: не применять свои умения и не показывать такого рода чудеса людям. Ведь вера человека должна основываться на других вещах. 

 

 

История Анинского дацана также тесно связана с династией Романовых. 

Анинский дацан знаменит тем, что тут хранились не только оригинальные петровские знамена, здесь были и все портреты императоров дома Романовых. Когда открывали большие шторы, за ними стоял бюст Екатерины II, а позади него царские портреты, начиная с Петра I, рассказывают эксперты. 

Не удивительно, что, когда в Аннинский дацан прибыл Великий князь Алексей Александрович, он не мог сдержать слезы умиления.

 

 

Это был первый приезд царской особы в Бурятию. Его принимали только в Анинском дацане. Как рассказывали потом очевидцы, он был очень тронут именно тем моментом, когда перед ним открыли тяжелые шторы, и он увидел портрет своего отца, который располагался на самом почетном месте, а также портреты своих прадедов. Возле портретов было много белой пищи – сладких подношений. В дацане князь Алексей Романов пробыл двое суток. Кстати, многие жители Бурятии удивляются, когда узнают, что приезд цесаревича Николая II был, оказывается, не первым, а вторым (спустя 20 лет после Алексея Романова) посещением царской особой Бурятии. Раз в год в дацане проводили молебны в честь здравия того императора, который в тот момент был на троне.

С приходом очередного царя в дацан привозили знамена с вензелями и гербом нового престолонаследника. Когда восходил на трон новый царь, сюда приезжал губернатор Иркутской области или Читинской губернии и вручал знамена нового императора. При большом скоплении народа происходила церемония освящения знамени и его передача дацану. Это был одновременно и государственный акт, и большой народный праздник. 

В 1917 году наступили сложные времена для Аннинского дацана.

Ламы Анинского дацана провели совет, на котором было принято решение о том, что ценности, имеющие религиозно-культовое значение, нужно сохранить. Для этого были избраны 22 священнослужителя, призванные быть Хранителями святынь дацана. Именно благодаря им сегодня многие реликвии благополучно возвращаются на свое прежнее место.

Революция 1917 года прошлась разрушительной волной по всей стране, в том числе и по Анинскому дацану. Его разгром был варварским и безжалостным. Первым делом революционеры уничтожили бюст Екатерины, вывезли в неизвестном направлении портреты государей. Была сломана статуя Будды Майтрейя. Помещения бывших храмов были перевезены в Хоринск и превращены в роддома, школы, поликлиники, военкоматы, отделы полиции и другие учреждения. Но в памяти народа эти здания так и остались навсегда  храмами. Поэтому многие хоринцы шутят о том, что им довелось родиться или учиться в храме. 

 

 

На прежнем месте осталось только главное каменное здание Цогчен-дугана – сердце Анинского дацана. Именно о его возрождении сейчас мечтают многие люди, которые озабочены судьбой уникального исторического места. Для кого-то из них Анинский дацан – святое место, почитаемое предками, центр буддизма. Для других –  памятник истории, который необходимо сохранить, независимо от того, как ты относишься к религии. 

Сейчас на территории Анинского уже есть два храма и несколько других построек.

Исторический облик храмов помогает воссоздать учреждение по государственной охране памятников. Все, что на месте дацана можно увидеть сегодня, было сделано с помощью сотрудников Службы государственной охраны объектов культурного наследия. Ими была проведена в 1990-х годах громадная работа по восстановлению документов, свидетельств, в которых описывался дацан. Результатом их труда стала книга (историческая записка) об Анинском дацане.

 

 

Поддержку дацану оказывают и обычные люди. Иннокентий Бадараевич Дагбаев построил храм – Дворец Зеленой Тары – вместе со своей семьей. Он сделал это в память о своем дедушке-священнослужителе Анинского дацана. Кроме того, на территории дацана построили 108 субурганов. Каждый из них построила отдельная семья, это их подношение дацану.

 

 

Теперь на территории Анинского дацана появилась новая традиция. Каждый год в последнюю субботу июля здесь проводится праздник, спортивные игры в честь 108 субурганов. Каждая из семей берет на себя организацию праздника по очереди. Таким образом в течение 108 лет здесь будут проводиться такие уникальные мероприятия. Дело своих родителей продолжат их дети и внуки. 

И тут поневоле вспомнишь старинные предания, которые передают из уст в уста хоринцы.

Когда храм был разрушен, многие жители были удручены и спрашивали лам о том, когда же возродится Анинский дацан и станет таким же величественным, как прежде. Ламы отвечали: это время придет, когда сойдутся две горы возле Хоринска (Улзыта и Номин-Добун). Люди пожимали плечами: что может произойти, чтобы две огромные горы вдруг сошлись? Второе предание гласило о том, что дацан "имеет свое золото, чтобы обрести свое былое величие". Многие, очень многие пытались найти клад на территории дацана - того же самого золота со статуи Будды или с огромных храмовых ворот - но все безрезультатно. 

Однако предсказания внезапно стали сбываться: в 1987 году между теми самыми горами была построена большая дамба высотой в шесть метров. То есть две горы и вправду соединились друг с другом! Совпадение это или нет, но именно в том же 1987 году был открыт первый реставрационный счет, который положил начало работе по восстановлению Анинского дацана. Может, сбылось и второе предсказание? Говорят, что золото - это помощь людская в восстановлении святыни...

 

 

Хотя, конечно, неплохо было бы отыскать и золотой клад!

По материалам газеты "Номер один"