Подземелья Вятки

Часть 1

Часть 2

 

Предание о пещерном храме связано с утраченной жемчужиной вятской архитектуры – Троицким кафедральным собором города Вятки. Это был главный храм земли вятской. Возведен он в 1760-1772 гг. на месте старого Троицкого собора в самом сердце Хлыновского кремля, здесь хранилась главная святыня Вятки – Великорецкая икона Святителя Николая Чудотворца. Отсюда начинался Великорецкий крестный ход. В 1930 г. храм был закрыт. В 1935 г. разрушен. 

 

Вятка. Вид на кафедральный собор.

 

И. Замятин в 1979 году вспоминал свое посещение пещерного храма под разрушенным к тому времени Кафедральным Троицким собором: «Зал оказался очень большим. Сводчатый потолок подпирал один четырёхгранный кирпичный столб толщиной больше метра и у потолка переходящий в свод. Слева от свода находилась широкая каменная лестница, наверху заваленная битым кирпичом, возможно, обломками Кафедрального собора.

Против хода стоял, накренившись, стол, обшитый до пола. Убрав его, мы увидели могилу, выложенную кирпичом. Могила была пуста, и никаких следов земли около не было. Один из нас сказал, что у покойника должен быть золотой крест и прыгнул в могилу. Освещая там спичками, он выбросил сначала большую кость, - потом череп и обломок гробовой доски, обшитой материей, похожей на ту, из которой шьют поповские ризы, то есть сотканной из металлических нитей - золотых и серебряных. Череп был пуст, и кожи на нём не было. Но нас очень удивило, что на черепе ясно были видны волосы.

Стены и потолок этого подземелья были изрисованы на религиозные темы. В дальнем углу находилась келия, с земляной лежанкой. Говорили, что тут жил святой человек и через окошко в двери ему верующие бросали деньги.

Не знаю, было ли это подземелье пещерной церковью, но оно находилось под руинами разрушенного собора. В южную сторону по подземному ходу мы не ходили. Возможно, что он пересекался и сообщался с другим ходом, идущим от дома архиерея. Старик истопник нам рассказывал, что Кафедральный собор был очень красивым, имел башенные часы-куранты и подземную церковь, в которой мы были".

 

 

Понятно, что мальчишки попали в нижний предел храма который не был разрушен , а оказался погребенным обломками стен взорванного собора. Собор в русской православной традиции всегда включал в себя несколько пределов и в нем было сразу несколько престолов посвященных церковным праздникам или святым. Кировские пионеры как раз оказались в одном из пределов разрушенного храма и приняли его за «подземную» церковь, так как над ними были слои кирпичных обломков и обрушившихся сводов. Они стали свидетелями варварского разрушения вятских святынь.

При этом они сами фактически разорили одно из захоронений – что конечно для атеистически воспитанных школьников 1930-х годов нисколько не удивительно. В них воспитывали отрицательное отношение к прошлому, к вере и духовенству.

Их старшие товарищи тоже разоряли захоронения.

Вот что писала об этом газета «Комсомольское племя» в 1935 году: "Недавно в Краеведческий музей был доставлен гроб с находящимися в нём человеческими костями, обнаруженными при раскопках, в склепе под зданием Кафедрального собора. Дерево гроба хорошо сохранилось. На костях человеческого черепа, сильно почерневшего, сохранились бесформенные остатки бумажной материи, как полагают - следы монашеского головного убора. Гроб и человеческие кости принадлежат архиепископу Ионе, умершему в 1700 году.»

Архиепископ Вятский и Слободской Иона был яркой личностью, просветителем и наставником духовенства и мирян, именно при архиепископе Ионе в Хлынове стали возводиться первые каменные храмы. Для полностью деревянного города это был настоящий технологический прорыв.

Другой вид «подземных ходов» - это дренажная система и ливневая канализация. Сегодня эта система в городе практически не функционирует. Отсюда огромные лужи и разрушение асфальта. В 19 веке за системой водоотведения пристально следили и обновляли. Чаще всего это были не трубы как сейчас, а канавы, обложенные кирпичом. 

Их высота была небольшой, около 120-140 см. Это достаточно точно воспроизведено и в воспоминаниях кировчан-старожилов. Все они тогда были детьми и ходили в подземельях «почти не нагибая головы», но при их росте в 10-11 лет это и неудивительно. Взрослому человеку в такой ход нужно было заходить только согнувшись.

 

 

Николай Никитин, вспоминавший о подземном ходе рядом с Александро-Невским собором, как раз и оказался в дренажном канале.

В 1904 году об этом подземелье писали «Вятские Епархиальные ведомости» - в 1903 году вокруг Александро-Невского собора был сделан кольцевой дренажный канал, из которого вода сбрасывалась в два естественных поглощающих колодца. Эта система была сооружена, чтобы не допустить разрушения фундамента архитектурного шедевра Александра Витберга.

Совсем недавно, несколько лет назад в кировской прессе громко объявили об обнаружении еще одного подземного хода. При земляных работах было обнаружено небольшое помещение с кирпичными стенами и сводчатым потолком, уходящее под землю. Прибывшие на место археологи провели раскопки, исследовали находку и установили, что это водоотводный канал завода купцов Александровых.

 

 

Значит, нет никакой тайны в вятских подземельях?

Тайны действительно нет, а вот исторические факты есть!  Если и были в Вятке подземные ходы, то в неспокойное время 18-го столетия они имели строго военное, оборонительное назначение.

 

Продолжение следует…

 

Алексей Фоминых