Предыстория Санкт-Петербурга

Принято считать, что Санкт-Петербург, северную столицу, основал царь Петр I. Приехал на болота, обозрел пустынную болотистую местность и повелел здесь «прорубить окно в Европу». Однако есть основания полагать, что все было не совсем так.

 

Здесь будет город заложен. Н.Ф. Добровольский (1837-1900)

 

Официальная версия основания Санкт-Петербурга

 

После очередной победы над шведами, самостоятельно обследовав острова дельты Невы, Петр выбрал Заячий остров для основания укреплений. 16 мая 1703 года, в день Святой Троицы, на этом острове заложили крепость. Поэтому 16 мая с тех пор считается днем основания Санкт-Петербурга. Однако имя свое крепость получила только 29 июня, когда в Петров день здесь заложили церковь Святых Петра и Павла.

Петр же назвал новую крепость Санкт-Питербурх, так же был наречен и возникающий вокруг Заячьего острова город. Причем, как полагают историки, Петр назвал город не столько в свою честь, сколько в честь апостола Петра, который по христианскому канону был хранителем ключей от рая. Это казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. 

 

План Петербурга в 1705 году по книге Н.Цылова 1853 года

 

Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Царь захотел, чтобы его новое жилище походило на полюбившиеся ему голландские постройки, поэтому стены деревянного дома масляной краской расписали под кирпич. Петр жил в этом доме недолго и только летом, но в память об основателе Петербурга домик Петра сохранен до сегодняшнего дня.

 

 

Новый город начал расти рядом с крепостью на соседнем Березовом острове, этот остров даже стали называть Городским (теперь это Петроградская сторона). Уже в ноябре 1703 года здесь открылся первый храм города, который назвали Троицким. Перестроенный через несколько лет в камне, Троицкий собор некоторое время был главным храмом столицы. Именно здесь в 1721 году Петр I принял титул императора.

Городские постройки появились и на противоположном берегу Невы, под прикрытием Адмиралтейской крепости - верфи. Началось строительство и на Васильевском острове, который Петр планировал сделать центром города.

В 1712 году в Санкт-Петербург из Москвы переехал царский двор, принято считать, что именно с этого момента столица России переместилась на берега Невы. 

 

Вид на Дворцовую площадь от Петропавловской крепости. Б. Патерсон, 1798 г.

 

Некоторые исторические изыскания

 

Однако дельта Невы не была такой пустынной, как показано на карте 1705 года. Долгое время там базировались укрепления шведов, местоположение которых отражено на шведских картах. 

Первый историк берегов Невы и член-корреспондент Российской Академии наук А. И. Гиппинг много лет занимался поисками составленных в XVII веке шведских карт и планов Невы и шведского города Ниеншанца. Обнаруженные им в архивах шведские карты и планы были опубликованы в начале XX в. А. С. Лаппо-Данилевским. Еще несколько карт и планов XVII века было напечатано в приложениях к другим изданиям. 

Самой подробной из них стала карта, опубликованная в 1898 году в приложении к монографии шведского ученого Эландера. На ней изображено нижнее течение Невы от от устья Охты до взморья, включая все рукава и острова невской дельты и части южного и северного материковых берегов. Это как раз та территория, на которой возник Петербург и располагается большая часть современного города.

 

 

По датировке эта карта составлена между 1624 и 1645 годами. Возможно, это одна из самых ранних карт низовьев Невы. Правда, она не была основана на топографической съемке местности. Скорее всего, карта нарисована на глазок, так как она отражает самые общие и приблизительные представления о дельте Невы, имевшиеся у ее составителей. 

Видимо, к тому моменту шведская администрация Ингерманландии и города на Неве — Ниеншанца — имела лишь условные представления о географических очертаниях местности. Кроме того, карта имеет распространенную в картографии XVI века ориентировку с севера на юг (юг наверху, север внизу).

В верхней части карты помещено ее название; начало названия «Delineati Geografa» («Географический эскиз»). Составитель карты ставил своей задачей с большим тщанием нанести на карту все важные географические объекты, расположенные в окрестностях молодого города Ниена (Ниеншанца) на 2 мили вверх и на 2 мили вниз по течению Невы. 

Каждое селение составитель изображал в виде группы домиков. Возможно, что автор стремился с большей или меньшей точностью указать и количество дворов в каждом селении или расположение этих дворов на местности. В частности, в нескольких случаях домики вытянуты в ряд вдоль берега реки, что, вероятно, отражает реальную действительность — расположение изб на берегу реки. В двух местах показаны огороженные помещичьи усадьбы. У устья Охты схематично показана стоящая на мысу крепость Ниеншанц, а на правом берегу Охты условные ряды домиков показывают место недавно возникшего города Ниена; там же отдельно даны контуры городской церкви (кирхи). 

 

 

Название реки на карте звучит так: «Невская река, которая течет из Ладоги озера у Нетеборга и впадает в Балтийское море». Для всех остальных рукавов и притоков Невы, кроме Охты, названия не указаны. В правой части карты, западнее невской дельты, показан Финский залив с надписью «Oester Sjoen» — «Балтийское море».

Для всех крупных островов невской дельты указаны их названия, русские или ижорско-финские. Некоторые из них дошли до наших дней. 

Приведем только несколько из них:

  • Wasilij ostroff eller Hirsusarj by och Holmen - Василий-остров или Хирвисари деревня и остров
  • Pattisari Holma  -  остров Паттисари
  • Kiuisari Holma - остров Кивисари
  • Usadiss Hoff och Holma  - усадьба и остров Усадища
  • Perewosina by och Holma - деревня и остров Перевосина

 

Василий-остров, т. е. Васильев остров, известный еще по писцовой книге Вотской пятины 1500 года и по шведским писцовым книгам Ижорской земли XVII века, - это нынешний Васильевский остров; Хирвисари - «Лосиный остров» - его ижорско-финское название. Остров Паттисари - нынешний Петровский остров; возможно, что название «Петровский» возникло в начале XVIII веке по созвучию с «Паттисари». Название Kiuisari Holma происходит от ижорско-финского kivi — камень; соответственно, Kivisari - это Каменный остров, наименование, сохранившееся до наших дней.

Поскольку карта носила черновой характер, предназначалась для практических целей городской администрации Ниеншанца, составитель сделал в разных местах карты ряд пояснений, на обычной географической карте неуместных. Так, к названиям нескольких деревень добавлены пояснения об их принадлежности определенным владельцам или о повинностях их населения: у деревни Лахты Корельской находились сенокосы шведского владельца Стена Стенхаузена; остров Ристисари (Крестовский) использовался настоятелем церкви Ниеншанца; Усадища Одинцова использовалась наследниками шведского владельца Хиндриха Йонсона для производства кирпича. Всего на карте отмечено несколько десятков населенных пунктов.

Интересна отмеченная на карте дорога, ведущая от Ниеншанца на запад к Дудергофу. От Дудергофа эта дорога вела к Нарве. На некотором расстоянии от села Спасского у дороги стоял кабак, отмеченный на карте домиком и надписью «Krug».

Таково содержание рассматриваемой карты, являющейся весьма ценным картографическим источником для изучения предыстории Петербурга. Так что, думается, что этак карта 1640-х годов должна занять причитающееся ей по праву почетное место среди источников по предыстории великого города на Неве.

Правда, справедливости ради, стоит отметить, что упоминания о Ниеншанце в русской истории сохранились. 1 мая 1703 года русские войска в ходе боевых действий Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц. Военный совет во главе с Петром I решил, что эта крепость для дальнейшего укрепления не подходит: Ниеншанц «не гораздо крепок от натуры», как говорил сам царь. Однако ни о каких поселениях вокруг речи не шло, поэтому и представляется обычным людям строительство Санкт-Петербурга на сплошном болоте, ранее не пригодном для обитания человека.

Павел Макаров