Украшения хана Батыя

В последнее время российского зрителя радуют неплохими отечественными фильмами, в том числе и историческими. Об одном из них, вышедшем на экраны в декабре 2017 года, мы и поговорим. 

Итак, батальное полотнище, достойное пера летописца – фильм «Легенда о Коловрате». Сами создатели указывают, что это «исторический кинофильм с элементами фэнтези». В СМИ также неоднократно писали, что авторы фильма решили отказаться от воссоздания исторических событий тринадцатого века и предпочли создать сказочный мир.

 

 

Однако кое-что от мира реального в киноленте есть. Например, известно, что костюмеры, создавая одеяния для актеров, основывались не на различных фэнтезийных образах, а на костюмах выдающихся исторических личностей. Правда, не только XIII века. 

Рассмотрим костюмы самого интересного персонажа – хана Батыя. 

Бату, Бат хан, или по-русски Батый, - монгольский полководец и государственный деятель, сын Джучи, внук Чингисхана. После смерти отца в 1227 году стал правителем улуса Джучи (Золотой Орды), после смерти деда в том же году был признан старшим среди чингизидов. Решением курултая 1235 года Бату было поручено завоевание территорий на северо-западе, и тот возглавил поход против русских княжеств, половцев, Волжской Булгарии, Польши, Венгрии и Далмации. 

Теперь немного об одежде монгольских полководцев. В войске монголов было несколько видов воинов: легко вооруженные, тяжело вооруженные, конные, пешие, лучники и пр. Полководцы могли позволить себе тяжелую броню. 

Вот как костюм тяжеловооруженного воина описывается в издании «Новый солдат» №50: «На всаднике стеганый халат с косым запахом и узкими длинными рукавами, стеганые штаны и сапоги. Нередко всадники одевали панцирь хатангу деель, представлявший собой длинный кафтан с фигурными листовидными оплечьями, шившийся из слоеной кожи, войлока и прочной ткани и часто простеганный металлическими пластинками». 

Похоже, как раз вариацию хатангу деель мы видим у Батыя в фильме. Для красоты костюмеры выложили панцирь узорами из накладок под металл. 

 

 

На этом же кадре виден головной убор Батыя. Эта «золотая» чаша китайского происхождения. Что тоже исторически допустимо, так как империя Чингисхана включала в себя и Китай (улус Великого хана, государство Юань).

В общем и целом, на китайское происхождение костюма Батыя в фильме «Легенда о Коловрате» указывает и использование драконов для украшения верхней одежды. Драконами украшали торжественные ритуальные костюмы китайских императоров – именно в тот период, который историки называют так же - «Юань». Драконы символизировали способность правителей гибко действовать в переменчивых условиях.

Теперь перейдем к украшениям Батыя, представленным в фильме. Могут ли кладоискатели нашей страны найти что-то подобное с металлоискателями на местах сражений с татаро-монгольскими войсками?

Во-первых, накладки на руки, или наручи.

 

 

Да, действительно, у монголов был такой элемент воинской экипировки, но, в отличие от фильма, украшением они не являлись. Вот, например, монгольский наруч, найденный на территории Республики Молдова. Происходит из могилы представителей Золотой Орды, датируется концом XIII - началом XIV века (период противостояния Руси и Золотой Орды). Сохранился кусок пластины, закрывающей локоть, и кусок с застежкой на нем.

 

 

Так что найти монгольские наручи реально. А уж будут они украшены или нет – тут как повезет с сохраном.

Во-вторых, монгольские украшения на косы. 

Действительно, были и такие. В том же издании «Новый солдат» №50 пишут: «Длинные волосы монголы заплетали за ушами в две, реже в четыре и даже шесть кос. Косы обязательно сворачивались в кольца и завязывались бантиками, а у знати — и нитками жемчуга». 

И не только жемчуга, в косы вплетались и иные украшения. Этим обычаем монголо-татары напоминали скифов. В книге Анны Блейз «История в костюмах» написано, что в волосы монгольские воины вплетали даже связки монет. 

 

 

Поэтому – да, такие украшения, во том числе и монеты, найти в земле можно.

Ну и в-третьих, нельзя не заметить, что Батый в фильме носит некие височные украшения, которые начинаются от внешнего уголка глаза, проходят через брови и виски и заканчиваются в волосах. А вот это украшение монгольского полководца уже, как нам видится, является чисто фэнтезийным. В реальности височные украшения использовали в своей прическе женщины. Но не монгольские, а славянские. Разнообразие височных украшений было очень велико, вопросу их изучения посвящены научные работы и исследования русских археологов. 

 

 

Некоторые из височных украшений славянского женского костюма

 

Кроме того, были височные украшения и в женском костюме Китая XIII-XVI века. Правда, они крепились не к волосам, а к диадеме. Однако более реальной представляется отсылка в фильме к индийским украшениям. Индийское украшение, называемое джумар, как раз и крепилось в той области, где оно примерно располагается у Батыя в фильме «Легенда о Коловрате».

 

Традиционный джумар (история украшения насчитывает более тысячи лет).

 

Такое украшение, если вы захотите его найти, придется ехать искать в Индию. Там приборный поиск не то что бы запрещен, просто все древние находки сразу надо сдавать государству.

Вот такие интересные параллели можно отыскать в фильме «Легенда о Коловрате», рассмотрев только украшения хана Батыя. Но думается, что и археологи, и увлеченные своим делом копатели (конечно, сотрудничающие с музеями!), будут рады любым находкам периода Золотой Орды.

Татьяна Князева