Древние города, которые восхищают. Петра

Часть 1

 

На нашей планете осталось множество напоминаний о прежних ее жителях в виде древних городов, которые пронесли свой облик сквозь неумолимое и беспощадное время. Большая удача, если спустя столетия и тысячелетия памятник сохраняется почти неповрежденным - именно таким, каким он был после завершения строительства. К сожалению, таких мест гораздо меньше, чем городов или поселений, чье состояние подталкивает ученых моделировать примерный внешний облик по имеющимся остаткам былого.

 

 

Памятники архитектуры, и, что самое главное - древнейшей архитектуры, которые дошли до нас целыми и принесли с собой возможность изучить и понять историю, а также быт, мировоззрение и прочие аспекты жизни наших предков, являются настоящими жемчужинами. А если такие сооружения еще и представляют собой уникальные творения, которые даже сейчас, в наш век технологий и информации, вызывают изумление не только у простых обывателей, но и у людей, чья профессия - изучать и понимать такие конструкции (ученые, архитекторы, археологи), то они становятся  новыми чудесами света.

О таких чудесах инженерной мысли древних и пойдет речь на протяжении нескольких статей.

Иордания... Хашимитское королевство на Ближнем Востоке, которое известно своими райскими пляжами города Акаба, целебными грязями Мертвого моря, а также теплым климатом и бесконечными пустынями.

 

 

Но, пожалуй, настоящая визитная карточка этой страны — это древний город Петра, посмотреть на который ежегодно приезжают тысячи туристов со всего мира. Что в нем такого примечательно, спросите вы? Во-первых, расположение. Древнее сооружение выстроили посреди пустыни в скальной возвышенности 660 метров в долине Арава, и единственный вход в него лежит через довольно узкое и извилистое ущелье Сик (Шахта), которое образовалось в результате доисторичеких сдвигов земной коры. Не обошлось и без предания, по которому происхождение ущелья связано с тем, что пророк Моисей ударил посохом в скалы. Ущелье протяженностью одна тысяча двести метров и высотой стен до ста метров, из-за чего солнечный свет сюда почти не поступает.

 

Туристы перед входом в ущелье.

 

Но интересности начинают встречаться на пути еще до входа в ущелье. Вначале посетитель увидит довольно интересную композицию из нескольких каменных глыб под названием "Блоки джинов". Так их назвали местные жители, веря в священное происхождение камней. Представляют собой большие обработанные каменные глыбы квадратной или прямоугольной формы, украшенные резьбовыми узорами. На данный момент неизвестно как, кем и для чего они использовались, либо какая цель установки их именно в этом месте.

Как полагают некоторые исследователи, установленные монументы перед входом в святой город могли символизировать бога Дашара, как защитника,  охраняющего покой и спокойствие вечного города.. Так или иначе, но вид этих громадин создает особое впечатление и заставляет поверить, что приближаешься к чему-то очень древнему и таинственному.

 

 

Далее, почти напротив этих джиновых громадин находится не менее загадочный "Обелиск" и триклиниум (зал для поминок) Бар-Ас-Сик. Монумент состоит из двух уровней. На верхнем находятся четыре захоронения в виде пирамидальных обелисков. На нижнем  - комната, где проводились различные поминальные ритуалы, имеющая три скамьи Удивительно, но сохранилась даже мемориальная плита с надписью, кому принадлежит комплекс. Это был некто Abdmank и его дети. Внутри триклиниума были обнаружены очень интересные наскальные рисунки. Памятник довольно интересен еще и тем, что в нем сочетаются разные стили архитектуры — греческий, египетский и набатейский.

 

 

Стоит ли говорить, что даже проход через само ущелье Сик вызывает бурю эмоций? Ветра и засуха сделали свое дело — выветренные участки стенок обретают интересные формы, а движение в полумраке создает довольно необычное ощущение того, что идешь уже в каком-то неземном месте...

 

 

Но вот, на выходе из кажущейся бесконечной горной дороги, в ослепленных от яркого солнечного света глазах, появляется первое грандиозное сооружение Петры — сокровищница фараона Эль Хазне, храм высотой сорок метров и шириной 25 метров, который целиком вырублен в скале. И это вторая особенность древнего города. Все строения и здания созданы путём обработки скальной породы. Проще говоря, все здания и помещения вырублены в скале. 

 

Эль-Хазне

 

Просто невероятное архитектурное творение имеет шесть коринфских колонн и общий стиль, больше присущий зданиям древней Греции. Но, если присмотреться к фигуркам на здании, то можно рассмотреть амазонок, египетскую богиню Исиду, Медузу, а также орлов. Удивительно, но спустя несколько тысячелетий орнамент на колоннах и самом здании сохранился почти в первозданном виде.

 

 

 

Венчает здание большая урна. Есть легенды, по которым в эту урну складывали сокровища фараонов, отсюда и пошло название. Внутри имеется три абсолютно пустых комнаты. Возможно, в одной из них когда-то и стоял саркофаг, но нам об этом остается только гадать. Как и о точном предназначении постройки. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, для какой цели был возведен столь трудоемкий монумент, имеются лишь предположения. Одно гласит, что Эль-Хазне — это храм египетской богини Исиды. По другой теории, это усыпальница местных правителей. В пользу такой версии играет небольшое углубление с канавой перед монументом, в котором, предположительно, совершались жертвоприношения. 

Датировкой создания монумента принято считать первый век нашей эры. Предполагаемым строителем называют набатейского царя Арета IV, а изначальным предназначением монумента было служение в качестве его усыпальницы. Немного пролился свет в 2003 году, когда профессор Сулейман Фараджат обнаружил предположительно три-четыре гробницы на шесть метров ниже современного уровня. Вместе с человеческими останками. Но из-за отсутствия финансирования раскопки пришлось прекратить.

Также не ясно и то, каким образом производилась обработка скалы на такой большой высоте. Деревья в округе никогда не росли. Даже на расстоянии в сотни километров не встречается ни одного дерева.

 

 

А именно они являются материалом для изготовления строительных лесов. Как производилась вырубка скальной породы, как производились настолько точные рассчеты — на это пока нет ответов. Да что говорить — даже сейчас соорудить подобный монумент будет являться очень серьезной и трудоемкой работой, в которой будет задействовано множество специалистов в разных областях. 

Поклонники Индианы Джонса наверняка угадают в каком фильме был запечатлен Эль Хазне. 

Но это только один из удивительных памятников Петры. Пройдя правее Эль Хазне, попадаем на дорогу, известную как Улица фасадов, ведущую к еще одному скальному великолепию — театру, рассчитанному на 7000 зрителей! Про Улицу фасадов известно лишь, что это гробницы знатных и богатых горожан. Больше никакой информации исследователям не удалось почерпнуть из имеющихся осколков истории.

А вот про театр есть, что рассказать. Он также целиком вырублен из скалы и расположен таким образом, чтобы зрители были обращены ко всем главным усыпальницам и храмам города. Примерная дата постройки — начало первого века нашей эры. Интересно, что вначале он был рассчитан на 3000 зрителей. И только позднее, уже римлянами, был расширен до 7000. Театр имеет три яруса сидений, разделенных на сектора лестницами. Есть входной фасад, от которого сейчас остался портик с несколькими колоннами и два прохода с каждой стороны, через которые когда-то давным-давно проходили зрители. 

 

 

Налюбовавшись этим творением, путешественник, продвигаясь дальше, попадает на главную дорогу, проложенную с востока на запад и украшенную римскими колоннадами. 

Продолжение следует...

Павел Провин