Замок принцессы Ольденбургской

Часть 1

Часть 2

 

В прошлый раз вы узнали об истории села Рамонь и о том, кто такие принцы Ольденбургские. В этой части расскажем непосредственно о прекрасном замке. В нем, конечно, уже не живут принцессы, однако свое величие замок Ольденбургских сохраняет и по сей день.

Итак, в 1879 году имение досталось Евгении Максимилиановне Ольденбургской. В некоторых источника пишут, что она его купила, в других указано, что Рамонь она получила в подарок от своего дяди – императора Александра II.

 

Принцесса Ольденбургская

 

И, надо сказать, Евгения Максимилиановна не сразу кинулась возводить себе хоромы. В 1880 году по указанию принцессы Ольденбургской был возведен двухэтажный корпус сахарного завода, оснащенный новым технологическим оборудованием на паровой тяге, вырабатывающий 205 центнеров сахара в сутки, а к началу нового столетия – 150 тысяч пудов сахара в год. Далее, в 1900 году к заводу была сооружена 3-этажная пристройка «Паровой фабрики конфет и шоколада Ее Императорского Величества принцессы Е.М. Ольденбургской», где производили 400 наименований конфет и шоколада.

 

В 1901 году благодаря Ольденбургским в их имение была железнодорожная ветка Графская – Рамонь. Вступили в строй водонапорная башня и водопровод, началась электрификация, было основано образцовое откормочное хозяйство крупного рогатого скота, отстроен комплекс конезавода, открыты ковровые мастерские. 

Организация и ведение хозяйства опирались на научные достижения. Например, появилось опытное поле по выращиванию сахарной свеклы, действовала метеорологическая станция. 

Большое внимание Ольденбургские уделяли развитию школьного образования и здравоохранения. В 1880 году в Рамони были открыты школа и больница, начали работать столовые и общежития для мастеровых завода и инженеров, рабочим выдавались ссуды на строительство жилья.

 

И вот только тогда Ольденбургские задумали построить дворец. Его строительство завершилось в 1887 году. Здание было выполнено в духе западноевропейской средневековой архитектуры.

 

Замок принцессы Ольденбургской

 

Когда приезжаешь в Рамонь, ничто не предвещает неожиданной красоты. И только чуть проехав в глубь села, видишь прекрасный замок… Его территория огорожена: где-то краснокирпичным забором с причудливыми чугунными решетками, где-то – сеткой, а где-то и профнастилом. Возле входной группы расположен информационный щит, из надписей на нем можно узнать, кто такие Ольденбургские и когда был выстроен дворец. Авторами его экскурсоводы называют известных архитекторов – либо Николая Бенуа, либо Фердинанда Миллера. 

 

Раньше дворец был не только чудом архитектуры, но и чудом инженерной мысли. Была создана система отопления, водопровод, канализация.

 

Что касается расположения комнат, то на первом этаже располагались парадные комнаты – рабочий кабинет, большая гостиная, библиотека, бильярдная. На втором этаже были личные апартаменты Ольденбургских.

 

На восточной стороне дворца была веранда, крытая легким хрупким стеклом, в которое была вплетена металлическая проволока, придававшая ему прочность. Вниз до кондитерской фабрики спускалась роскошная лестница, каскад водопадов, гроты.

 

В «Путеводителе по живописным местам России», вышедшем в 1898 году в Санкт-Петербурге можно прочитать следующие строки о замке: «Великолепный царский дворец, отличающийся необычной простотой, но в то же время большим вкусом и изяществом. С башенок дворца открывается со всех сторон чудесный ландшафт: у подножия дворцового парка, в нескольких саженях от правого берега, виднеются постройки свеклосахарного завода, далее через реку, на левом берегу в чаще находится зверинец».

 

Евгения Максимилиановна, принцесса Ольденбургская, увлекалась охотой. И в замке, в подвальных этажах, были клетки для зверей. Ходили слухи, что она кидает им людей для забавы… Так это было или нет, неизвестно, но решетки в подземельях замка выглядят очень тяжело и мрачно.

 

В 1908 году у Ольденбургских не заладилось с бизнесом, и замок, и земли, были конфискованы. Они, конечно, могли проживать там, но недвижимость уже принадлежала департаменту уделов Министерства императорского двора. Так что принцы Ольденбургские решили навсегда покинуть свой замок. Во время революции 1917 года они отбыли в Финляндию, а затем во Францию, где жили в относительном достатке. Евгению разбил паралич, и она умерла в 1925 году.

А что же красный замок? После революции во дворце находилась контора сахарного завода, детская библиотека, детская музыкальная школа, Дом детского творчества. Во время Великой Отечественной войны там квартировал филиал Воронежского химико-технологического института.

 

С 1960 года во дворце располагался районный народный краеведческий музей, созданный Н. В. Ильинским, известным воронежским краеведом. 

 

Из-за отсутствия своевременного ремонта все здания дворцового комплекса обветшали и дошли до аварийного состояния, с 1979 года дворец не использовался… Только с 2006 года началась систематическая реставрация помещений, которая продолжается и по сей день. Сейчас, зимой, в замок попасть можно в любой день, кроме понедельника и вторника, с 10 утра до 18 вечера. 

Интерьеры замка. В нем сохранились некоторые элементы, пережившие бурные годы советской власти: входные группы, лестницы из мореного дуба, оформление стен, каминов и потолков.  

 

Каждый шаг по замку наполнен отзвуками прекрасного века, когда принцы были не просто сибаритами, наживающимися за счет населения, но правителями, ответственными за своих людей, их благополучие и просвещение.

 

Рядом с замком расположен Свитский корпус - для свиты, сопровождавшей знатных особ, приезжавших к Ольденбургским в гости.

 

Часто в замке сейчас проходят выставки и культурные мероприятия. Об их расписании можно узнать на сайте автономного учреждения культуры Воронежской области «Историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских».

 

Когда уезжаешь из Рамони, бросив последний взгляд на чудо давно прошедшей эпохи, ощущаешь странную светлую тоску, и хочется навсегда запомнить красоту и величие этого места. А на башне въездных ворот все также тикают куранты швейцарской фирмы «Винтер», точная копия кремлевских, отсчитывая часы, сутки и годы…

 

Кто знает, что будет с замком еще через сотню лет!

Р.Юзенас