Древние кольца

В наше время все спокойно относятся к тому, что люди вне зависимости от пола и возраста носят кольца. Это обычный аксессуар, ничего выдающегося в нем нет. Но раньше кольцо было символом...

Во времена палеолита появились первые так называемые кольца или перстни. Были они сделаны из костей животных, конского волоса или трав. Их носили не как украшения, а как амулеты от сглаза или для удачи на охоте, в качестве талисмана. В данной статье хочу вам повидать о самых древних кольцах и перстнях-печатях. 

Первое упоминания печаток мы находим в Древней Месопотамии и в Древнем Египте. Кольца с рельефом для оттиска в то время показывали статус и богатство носящего. Личная печать нужна была каждому состоятельному гражданину, так как благодаря отпечаткам она охраняла личную собственность и ею скрепляли различные договоры и документы. 

 

Печать в виде жука-скарабея. 

 

Самые ранние печати, найденные на территории Крыма, относятся к VII—VI вв. до н. э. и представляют собой перстни восточного типа с рельефом в виде жука скарабея; эти печати были копированием искусства египетских мастеров. Они имеют вращающуюся металлическую дужку. Носили такие печати где угодно: на шее, на ноге. 

 

1- Золотой плетеный перстень IV в. до н.э. с сердоликовым египетским скарабеем; 2 - Золотой перстень с египетским скарабеем в виде щитка; 3 - Перстень со скарабеем из кургана Большая Близница.

 

Например, найденные в скифских курганах перстни и кольца находили в количестве более пяти на одной руке, это было нередко, а вот в греческих погребениях находили всего один перстень. 

Самые простые, на мой взгляд, кольца - скрученная кружком проволока, у которой концы стержней грубо обрублены, иногда заходят один на другой. Большинство из них сделаны из бронзы, иногда попадаются из серебра. Золотые находились, в основном, в богатых курганах - например, в Толстой могиле. Такого плана кольца находил мой друг, но тогда мы не поняли, что это за деталь, и просто его выкинули. Видимо, очень зря!

 

Проволочные кольца.

 

Существуют еще интересные, на мой взгляд, виды. Проволока здесь свернута во множество спиралек, количество витков примерно около десяти, иногда встречаются перстни со змейками на концах.

 

Спиральные перстни.

 

Было найден также еще много видов перстней. Вот, например литые перстни с овальным щитком, где дужки заходят друг на друга. Они выполнены из золота. Изображены на них собака, бык грифон и баран. Археологи уверяют, что эти перстни выполнены греческим мастером.

 

Четыре золотых перстня.

 

В античное время, в IV в. до н. э. перстни с камнями, так называемыми геммами, на вращающейся дужке, исчезают, появляются металлические перстни с каменной вставкой-печатью на щитке, сосуществующие с традиционными цельнометаллическими перстнями. 

 

1 - Марс(бог войны), серебро; 2 - орел, сердолик, серебро; 3 - воин, яшма, серебро; 4  - Фортуна, яшма, золото; 5 - лев, гранат, золото; 6 - воин, яшма, серебро; 7 - Асклепий(бог медицины), сердолик, серебро; 8 - коза, сердолик, серебро; 9 - Фортуна, сердолик, золото; 10 - Фортуна, сердолик, золото.  Кольца, найденные на территории Херсонеса и Пантикапея.

Эволюция типов каменных печатей и металлических перстней - это практически искусство. Впоследствии появляются металлические перстни с листовым щитком, происходит замена крупных архаических перстней. Археологи новый вид колец называют понтийским. 

 

1 - конь и грифон, золото; 2 - олень и пантера, золото; 3 - воин-перс; 4 - лань, золото; 5 - голова богини, золото; 6 - лев, серебро; 7 - лев, золото; 8 — Даная(мать Персея); 9 - Ника(богиня победы), золото; 10 - восточный перстень, золото.

 

В время расцвета перстни, сочетающие металлическую оправу и каменную печать, поначалу были массивными. Мощная выгравированная печать была окружена в гнезде перстня. В дальнейшем все элементы изделия становятся миниатюрнее и изысканнее.

 

Римские золотые перстни с каменными вставками и печатями.

 

Если внимательно присмотреться, мода возвращается, большинство найденных колец тех времен имеют свои копии на прилавках ювелирных магазинов и так же сильно привлекают внимание. Мастерство ювелиров постоянно совершенствуется, дизайн колец становится лучше и лучше, но если знать, с чего все начиналось, становится более интересно. Не так ли?

Дарья Гуменюк