Счастья, радости, здоровья! Часть 2

На монетах Римской империи мы можем встретить не только богов и героев пантеона славных квиритов (так официально именовались римские граждане). Особый интерес представляют так называемые персонификации.

Вот как описывает это явление «Словарь нумизмата», авторы Х.Фенглер, Г. Гироу, В. Унгер: «Персонификация в нумизматике – это воплощение абстрактных понятий в человеческих фигурах, как правило, женских. В Риме персонификации пользовались большой популярностью. Об этом свидетельствуют многочисленные монеты. Например, женская фигура Абунданция олицетворяла изобилие. Конкордия – согласие. Фелицитас – счастье. И так далее».

Сложно перечислить все сферы общественной и частной жизни,  которые охватывали римские персонификации, дошедшие до нас в монетном металле. Чуть позже мы познакомимся ближе с этими фигурами, придававшими монетам смысл и значение талисманов.

 

Веселье. 

 

Плодородие.

 

Пока же рассмотрим самые важные аспекты древнеримской религии,  в рамках которой и получили столь широкое распространение абстрактные образы благих пожеланий и намерений.

Несмотря на известную прагматичность древних римлян, религия занимала исключительное место в их жизни. У каждой более-менее значимой сферы жизни было свое божество; любое явление природных сил тут же начинало трактоваться как некое предзнаменование, знак свыше, дурной или хороший – это уже в зависимости от ситуации.

Ежедневно римлянин совершает жертвоприношения у себя дома, ежемесячно в своей курии, несколько раз в год в своей родовой общине. Никогда он не выйдет из дома, не оглядевшись вокруг: нет ли какой-нибудь птицы, появление которой может служить дурным предзнаменованием. Он выйдет из дома непременно с правой ноги и ни за что не позволит остричь себе волосы кроме как во время полнолуния. Он носит амулеты. Чтоб застраховать свой дом от пожара, он покрывает его стены таинственными надписями. Если у него появится какое-то желание, он напишет его на табличке, и положит ее у ног статуи определенного божества.

 

Жертвоприношения в Древнем Риме. Б.Пикар, Cérémonies et coutumes de tous les peuples du monde, том IX, 1809 г.

 

Причем этому в равной степени были подвержены как простолюдины, так и патриции. От рождения и до смерти римлянина каждый важный момент жизни находился под покровительством особого бога. При рождении нужно обращаться к 19 разным божествам, из  которых каждый охраняет от опасностей и болезни мать и ребенка. Затем богиня Потина учит ребенка пить, Эдука – есть, бог Фабилинус – говорить. Есть боги, ответственные за обучение счету, пению; боги, развивающие память, а также веселая компания свадебных божеств. Отдельные боги должны были примирять поссорившихся супругов.

Даже каждая часть дома имела своим покровителем особое божество. Этих незримых существ было так много, что один из древних поэтов как-то изрек: «Гораздо легче встретить бога, чем человека!» 

Римляне не задумывались над тем, как выглядят и как взаимодействуют друг с другом их божества. Они не создали такой мифологии, как древние греки. Многие боги даже не имели имен, зато были наделены очень практическими функциями: поилец, кормилец, сеятель.

 

Триумф и жертвоприношение. Рисунок с серебряного древнеримского кубка, найденного г. Боскореале в Италии. Лувр.

 

Помолиться для древнего римлянина значило купить за жертву у известного бога его помощь и оформить покупку договором. Как всякий юридический акт (договор), молитва только тогда приводила к цели, когда совершалась с соблюдением всех формальностей, установленных государством.

Продолжение следует…

Алексей Фоминых