Воронцовский дворец. Парадные залы

На выходных многие ездят на дачу - собраться компанией, пожарить шашлыки или просто заняться своими обычными делами, выкопать картошку или покрасить забор. Я тоже решила съездить, но не на свою, а на дачу Воронцовых. 

«Дача Воронцовых» находится в городе Алупка. Это спокойный городок, находящийся у подножья горы Ай-Петри; он поражает своей тихой жизнью, особенно в осенний период. Когда гости разъезжаются по своим домам, осенние листья опадают и окрашивают дорогу ко дворцу яркой палитрой желтых и оранжевых силуэтов.

Поездка по южному берегу Крыма напоминает американские горки, серпантин повсюду. А со стороны пассажирского сиденья можно наблюдать прекрасный пейзаж Черного Моря, которое всегда неспокойно. Чем не Тоскана?

 

Алупка со стороны моря

 

Спустившись в город, удивляешься высоким и пышным деревьям. Будто приехали в ботанический сад! И это мы еще не на территории дворца. Огромные древесные ветви хранят гостей города Алупка от жары и солнечных ударов. Лично у меня это место всегда ассоциировалось со свадебными фотосессиями. Так что я была не удивлена, когда около входа в парк увидела порядка трех или четырех свадебных кортежей. 

Парк поражает разнообразием растений: здесь собрано около 200 видов, разновидностей и садовых форм экзотических деревьев и кустарников. С помощью немецкого садовника Карла Кебаха, который коллекционировал и взращивал растения из стран из Средиземноморья, Северной Америки и Азии.

 

Вход в Воронцовский дворец

 

Немного погуляв по парку, я задумалась о том, что никогда не была внутри самого дворца. Ну, если я уже здесь, почему бы это не осуществить?

Подойдя к кассе, встала в очередь. Это само по себе странно в такое время - поздняя осень, нетуристический сезон. Обалдев от цены, я все же взяла себя в руки и приобрела билет на экспозицию «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца».

Как я считаю, экскурсовод должен говорить, четко, громко и красиво. К счастью, молодая девушка, которая вела нашу экскурсию, имела все эти качества. Она строго-настрого наказала всем участникам сдать рюкзаки и огромные сумки в камеру хранения, объяснив это тем, что в парадных очень узкие коридоры. После поста охраны и рамки арочного металлодетектора начался наш путь в XIX век.

Все, что мы увидели, сохранилось здесь с 1848 года, и прислоняться, трогать экспонаты было строго запрещено. В каждом зале стояли смотрители и тихими голосами одергивали, посетителей которые пытались облокотится на стену или потрогать что-либо. Расскажу вам о залах, которые меня больше всего впечатлили.

 

Китайский кабинет

 

Здесь особенно проявились талант и мастерство крепостных умельцев. Лепщики с необычайным искусством отделали потолок под дерево, выполнили сложный рельефный орнамент. Крепостные вышивальщицы шелком и бисером украсили соломенные циновки на стенах. Много поработали над оформлением этой комнаты и резчики по дереву. Наличники дверей, высокие панели, пилястры и карнизы, створки стенного шкафчика, обрамление зеркала над камином — все украшено сложным резным узором. 

 

Два дамских столика и стулья с монограммой Елизаветы Воронцовой 

 

Комната получила название Китайского кабинета, хотя в декоративном ее оформлении очень мало китайских элементов — это только циновки, которыми покрыта верхняя часть стен. Узор вышивок на них напоминает декоративные украшения эпохи итальянского Возрождения

 

Искусственная имитация деревянной резьбы на потолке

 

Парадный вестибюль 

 

Вестибюль — традиционное место размещения больших парадных портретов, призванных познакомить посетителя со знатностью и древностью рода, с высокопоставленными покровителями владельцев дворца. Он занимает центральное место в системе всего Алупкинского дворца и его интерьеров, как бы делит его на две части.

 

 

Вестибюль, строгий по отделке, несколько суровый и мрачный. Высокие дубовые панели украшены готическими арочками. Массивные тяжелые потолки, характерные для стиля Тюдор, сделаны из дуба и симметрично разбиты рельефами, напоминая архитектурные готические конструкции.

 

 

Стены, покрашенные масляной темно-бордовой краской с золотистыми узорами, имитируют кожу, тисненную золотом, каковая часто применялась в средневековых замках; это хорошо сочетается с темными дубовыми панелями, дверями, потолком. 

 

Голубая гостиная

 

По сравнению с несколько мрачным вестибюлем Голубая гостиная выглядит особенно нарядной и эффектной. Здесь много света, льющегося из больших арочных окон. По голубым стенам и потолку причудливо вьется белый лепной узор из щитов и листьев.

 

 

Голубая гостиная могла служить и театром: выдвижным деревянным занавесом она разделялась на сцену и зрительный зал. В августе 1863 года здесь последний раз в жизни выступал замечательный артист, один из основоположников русского реалистического театра, Михаил Семенович Щепкин.

 

Зимний сад

 

Зимний сад служит своеобразным переходом из центрального корпуса в столовый. Изначально английский архитектор Эдвард Блор (строитель Букингемского дворца!) проектировал на этом месте бильярдную в виде открытой галереи, но уже в 1838 году здесь был создан зимний сад, сплошь остекленный с южной стороны. 

В конце XVIII-начале XIX века зимние сады стали обязательной принадлежностью европейских дворцов и загородных усадеб как место для отдыха, чтения, размышления и бесед. Другое дело, что в музеях, ныне их занимающих, они не сохранились. И только в Алупке традиционно поддерживается этот ставший редким интерьер.

 

Бюсты владельцев дворца.

 

В зимнем саду выращивались растения, которые плохо переносили климат южного берега Крыма. От первоначального озеленения здесь сохранился фикус репенс — вечнозеленое растение, вьющееся по стенам. Наибольший интерес представляют араукария высокая и саговник отогнутолистный. Несколько видов пальм, различные бегонии, камелии и многие другие растения представляют зеленое убранство зимнего сада.

Среди зелени красиво выделяются беломраморные скульптуры, к примеру, «Девочка» итальянского скульптора первой половины XIX века Квинтилиана Корбеллини.

 

 

 

Парадная столовая и бильярдная 

 

Парадная столовая — самое большое помещение Алупкинского дворца. Удачно найденные пропорции зала, огромные окна, занимающие почти всю южную стену, сдержанный колорит окраски стен и деревянной их отделки придают помещению торжественный, парадный вид, и несмотря на большие размеры и восьмиметровую высоту, помещение не кажется огромным. Отделана столовая, как и вестибюль, в подражание английским тюдоровским традициям XVI века. Потолок из дуба воспроизводит формы готических сводов и заканчивается висячими замками.

Обстановка столовой соответствует характеру оформления зала. Гладкие, отполированные до зеркального блеска столы, стулья и сервант красного дерева отлично гармонируют с дубовой отделкой комнаты. Стол, состоящий из четырех столов на массивных тумбах, и стулья выполнены в 30–40-х годах XIX века в английском стиле. 

 

Парадная столовая

 

В бывшей бильярдной, предназначенной для игр и отдыха, отделка потолка, панелей и камина повторяет элементы оформления вестибюля и столовой, только здесь она сдержаннее, скромнее. 

В бильярдной развешаны на стене и другие, небольшие по размерам, но представляющие художественную ценность, произведения. Они выполнены мастерами разных стран и эпох и очень различны по характеру. Среди владельцев дворцов в XVIII - первой половине XIX века было модным собирать коллекции живописных произведений старых мастеров — художников Голландии, Фландрии, Италии XVI–XVIII вв. Иногда для таких коллекций создавались специальные картинные галереи, чаще же они размещались в парадных залах дворца.

 

Бильярдная

 

Напоследок нас вывели на южную сторону дворца. На нее можно попасть только со стороны дворца, то есть только с экскурсией. 

 

Дворец с южной стороны

 

Такого изящества стиля я не видела, пожалуй, ни в одном дворце! Меня поразили потолки - так искусно они сделаны. Я с упоением рассматривала каждый дюйм, пока у меня не заболела шея. Не поскупитесь на посещение парадных, это буйство красок и разнообразные интерьеры, которые сохранились до наших дней - они потрясают!

Ну и напоследок посмотрите на знаменитого спящего лёву!

 

 

Дарья Гуменюк