Неповторимый Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Часть 4. Экспонаты музея

 

Вдоволь налюбовавшись красотой и грандиозностью внешнего и внутреннего периметра монастыря, я решил, что пора осмотреть экспонаты поменьше. С этой целью нужно было найти местный музей, в чем мне очень помогли информационные стенды, которые написаны на двух языках — русском и английском, поскольку ансамбль за год посещает очень много иностранных туристов. Кстати, ради интереса посмотрел общую среднюю годовую посещаемость комплекса: около 260 000 человек в год. Впечатляет!

 

 

Сориентировавшись по карте, нашел ближайшее двухэтажное здание, в котором работал музей ''Древнерусское искусство XV-XVII веков'', “Книжное наследие'', ''Ремесло и шедевры'', а также сувенирный магазин. Нашлось место в музее и для образцов оружия. Экспозиции расположены на обоих этажах в девяти залах и всего их насчитывается более 700. Само здание называется Архимандричьи кельи (палаты).

 

Архимандричьи палаты

 

Этот архитектурный памятник построен в 1647-1648 годах и предназначался в качестве обители или временного пристанища для архимандритов (монашеский чин) и приезжих богатых гостей. Здание располагается недалеко от Успенского собора и дорога к нему идет через проход церкви Ионна Лествичника, который украшен красивыми фресками.

 

 

Достаточно длительная реставрация позволила придать внутреннему и внешнему облику изначальный вид. На первом этаже находится касса, магазин сувениров и, собственно, выставочные залы музея. По поводу билетов. На посещение всех выставок можно приобрести единый билет в центральной кассе, расположенной в Казанской башне, но также можно купить отдельный билет в кассе у каждого объекта, что очень удобно. За возможность фотографирования в музее придется доплачивать. Также в некоторых залах запрещено использование фотовспышки.

Первый зал встречает обширной выставкой икон из иконостасов самого Кирилло-Белозерского монастыря, а также из церкви в городе Белозерске.

 

 

Но это не просто иконы, а настоящие произведения искусства, в определенной степени уникальные произведения. Например, образ Успения Богородицы, являющаяся редчайшей древнерусской иконой, в которой прослеживаются связи с Византией. Всего же на обозрение выставлено около девяносто икон.

 

 

Также в музее представлено большое количество образцов книжного ремесла, поскольку комплекс издревле славился рукописными и печатными собраниями. Всего числится 125 экземпляров рукописных книг (также имеются и древние формы — свитки) и 1905 старопечатных изданий (а это около 60 % от общего количества старопечатных книг в Вологодской области).

 

 

Наибольший интерес вызывают книги, составленные еще при жизни основателя монастыря — Кирилла. Самая ранняя является сборником для богослужения, выполненным на пергаменте, и датируется началом ХV века.  До наших дней сохранилось тринадцать образцов, написанных при жизни Кирилла.

 

 

Стоит ли говорить, что каждая рукописная книга — это настоящий шедевр и редчайший раритет! Книги настолько уникальны, что попросту невозможно найти даже похожие между собой по орнаменту и обложке. В основном, это источники с описанием жизни святых, богослужебными текстами и текстами, направленными на обучение различным наукам. 

 

 

Большая коллекция старопечатных книг представлена образцами, напечатанными в период с 1623 по 1914 годы. Преобладает богослужебная и историческая тематика. Также встречаются трактаты с философскими размышлениями о жизни и сочинениями церковных служителей.

Стоит сказать, что помимо традиционной кириллической печати на выставке представлены книги гражданской печати XVIII-XIX века, копия грамоты царя Алексея Михайловича о строительстве Нового города (1653 год), карта России голландского картографа Меркатера (1595 год).

 

 

Пройдя дальше, чуть было не сел в старинное кресло с красивой окантовкой, да в не какое — нибудь, а кресло самого патриарха Никона 1668 года выпуска, сделанное им собственноручно! Рядом с ним расположились экспонаты различной бытовой утвари: посуда, образец окна, ручные и свечные фонари, медная доска с гравюрой монастыря 1742 года. Даже сейчас кресло смотрится вполне крепким и скорее всего выдержит любого хозяина. Проверять это я, конечно, не решился.

 

 

В этом же зале привлекает внимание большой герб Российской Империи, который выполнен из шерсти. Создан в 1722 году.

 

 

Поднимаемся на второй этаж, богатый не менее интересными экспонатами. Здесь представлены образцы древнерусских одеяний служителей, предметы быта и много еще чего. Все работы выполнены невероятно качественно и поражают каждого посетителя своей красотой. Вот например, саккос — одеяние архиерея (высший чин православного монашеского духовенства) 1560 года изготовления.

 

 

Саккос шит золотыми, серебряными и шелковыми нитями из великолепного бархата с добавлением вставок из кружева. Присутствует даже холст. Чуть поодаль красуются не менее великолепные церковные принадлежности, выполненные по той же технологии шитья.

 

 

Еще несколько дальше находятся замечательные царские врата, предоставленные царем Михаилом Федоровичем примерно в 1645 году. Врата выполнены лучшими мастерами Серебряной палаты, находящейся в Москве. Материал изготовления — серебро, позолота, дерево. Украшены потрясающим орнаментом с профессиональной чеканкой в виде переплетающихся стеблей, и все это складывается в единую картину, навеянную церковными мотивами.

 

 

Ну и конечно же, в музее не обошлось без образцов различного оружия и военного обмундирования тех лет. Подобные экспонаты весьма актуальны для Кирилло-Белозерского монастыря, поскольку обитель не раз подвергалась нападению. Представлены оружие и военная одежда XVI-XVIII веков.

 

 

Также здесь можно увидеть реконструкции русского воина и казака в полный рост и обмундировании.

 

 

Нашлось место и экспозиции с различными монетами и государственными кредитными билетами XVI – XIX веков, что наверняка заинтересует коллекционеров и нумизматов.

 

 

 

В общем, очень много всего интересного! Жаль, что в рамках статьи удалось показать лишь малую часть того, что можно увидеть в музее, расположенном в Архимандричьих кельях. Как вам, например, вот такой выносной фонарь XVII века?

 

 

Я попытался выбрать наиболее интересные образцы, но лучше увидеть всю коллекцию своими глазами. 

 

 

На посещении выставки и подошел к концу мой первый визит к комплексу.

Похоже, что эта часть все же не заключительная, как я планировал изначально. Так что нечто захватывающее будет ждать вас в следующей статье. Оставайтесь на связи!

Продолжение следует...

 

P.S. Предыдущие части можно прочитать по ссылкам:

 

Часть 1. Истоки

Часть 2. Развитие

Часть 3. Наши дни

 

Павел Провин