Как мы копали средневековый клад

Часть 1

Часть 2

 

В тот раз я рассказывал, как выкопал 700-летний клад средневековых монет и поднял 177 серебряных монет. Погода меж тем наладилась, и я ощутил нестерпимое желание покопаться на том месте еще раз. Так что читайте вторую часть рассказа о моих приключениях с кладом. 

Итак, в то время Англию заливали дожди просто-таки в библейских масштабах. И наш клад этого потопа не избежал, так что наши поиски скорее, напоминали поиски чудовища в озере Лох-Несс. Мы с Шэрон пришли на место прежних раскопок и были просто потрясены: там, не поверите, по верху натурально плавали уточки.

 

 

Понятное дело, расстроившись, мы не нашли ничего лучше, чем пойти к владельцу земли и попытать его на предмет, когда обычно вода сходит с полей. После обстоятельного обсуждения залитого поля он рассказал нам, что собирается в скором времени прокапывать сток для воды, потому что проблема с дождями была регулярной. Далее он сказал, что будет копать в паре метров от того места, где мы нашли монеты. 

Увидев, что мы испугались, представив, как тонкие серебряные монетки погибают, намотанные на гусеницы экскаватора, землевладелец пригласил нас на раскопки. Он добавил, что как только наступит первый сухой день, пойдет рыть канаву. Мы были в напряжении несколько дней, но погода не радовала, дождь лил и лил.

Пока мы ждали, к нам присоединился еще один поисковик, Алекс Карсло. Он тоже буквально вибрировал от желания пойти покопать на месте найденного клада, потому что единственной его находкой была одна монетка очень покалеченного вида. Мы убедили его, что удача наверняка улыбнется ему. А в целом, нас было четверо, еще плюс наш друг Марти.

Фермер в конце концов позвонил нам поздно вечером в пятницу, сказав, что по прогнозу погоды в субботу дождей нет, и он собирался начинать дренажные работы. 

Мы, как стая голодных собак бросились за брошенной «косточкой». На следующее утро мы все были на поле еще до рассвета, там и встретились с землевладельцем и водителем экскаватора. Я показал им наши Minelab CTX 3030 и GPX 4500. Еще мы обсудили наши действия, и фермер велел водителю экскаватора нас слушаться, просто настоящий джентльмен...

 

 

Мы попросили, чтобы экскаваторщик снял сначала пласт глубиной 15 сантиметров, он согласился. Мы же сами разделились: нужно было обследовать откинутый ковшом грунт и место раскопа. Весь поиск у нас шел как игра в догонялки с экскаватором и его ковшом. Экскаваторщик, похоже, решил показать, что его не зря наняли и копал как заведенный. Было несколько опасных моментов, но водитель был и правда профессионалом, и никого из нас, поисковиков, не задел.

Примерно через 30 минут такого безумного копания мы наткнулись на несколько монет XIII века.

 

 

Показали фермеру и водителю, те были просто в шоке: они вообще не видали средневековых монет, просили подержать, громко восхищались находкой. Фермер даже решил прекратить пока все работы и позволить нам выкопать там всё, что есть.

Мы не отказались. Сигналы начали выскакивать у нас со всех сторон, и все были заняты рытьем. Марти начал вытаскивать монеты со всех глубин со своим Minelab Explorer и то и дело соревновался по количеству поднятых монет с Шэрон и ее прибором. Мы также все с удовольствием наблюдали, как Алекс выкопал свою первую серебряную монету. Когда Алекс увидел этот маленький серебряный диск, у него на лице появилось неописуемое выражение недоверия и ликования!

 

 

Фермер же в это время по телефону названивал родным, так что вскоре к нам прибыли все три поколения его семьи, около 20 человек, все волновались и фотографировали нас без конца. Жена фермера подъехала с маленькой дочерью и та сразу же собралась помогать нам. Мы показали ей, как работать с CTX 3030, и с первой проводки она раскопала первую монету. Пока мы работали, она копалась с нами так просто. Думается, я знаю, какой подарок она будет просить у родителей на Рождество.

Алексу повезло найти ядро клада. Там были монеты, слипшиеся в сопки. Пока мы его копали, забыли обо всем вокруг! Последний из трех четких сигналов был красивым и «серебристым».

Я осторожно вырыл яму большого диаметра и стал обследовать ее края и дно, при этом сказав Алексу, что, наверное, тут всё. Тогда я не знал о сверхчувствительности GPX ко крошечным и тонким серебряным монетам. Еще раз я осторожно поднял побольше земли из ямы. И тут мне открылось самое прекрасное зрелище...

 

 

Все, что я запомнил, был крик Алекса: «Да их тут миллион!!!» Я мог только смотреть на то, что лежало передо мной. Мы откопали остатки сосуда, содержащего клад. Казалось, что это обрывки кожаного мешка, и в них было несколько стопок монет а в середине нечто, которое выглядело как куб из свинца. 

Эйфория разлетелась по нашим рядам. Мы могли буквально чувствовать радость и ликование, исходящие от толпы. Люди в толпе собралась вокруг кучек монет и восторженно вскрикивали, обнимая и хлопая друг друга по спине. Это был незабываемый момент.

Все фотографировались, но никто не осмеливался прикоснуться к монетам; мы все просто смотрели на них. Пока мы были в нерешительности, снова начался сильный дождь, и стало очевидно, что монеты надо поскорей достать и разложить по пластиковым контейнерам прежде, чем их смоет.

 

 

Марти и Шэрон продолжали искать, а Алекс в фоновом режиме просматривал область поиска на автопилоте. Нам пришлось отобрать у него CTX 3030 попросить пойти выпить чашечку чая. У него был такой глупый вид и сумасшедший взгляд вкупе с улыбкой, что мы решили: парню пора передохнуть.

Остатки мешка мы передали на восстановление в музей. Маленький свинцовый куб, возможно, был замком для этого мешка — в нем есть борозды и отверстия, наверное, для шнуровки. Стопки монет в контейнерах разделились, но были несколько залипух. Их разделить было нельзя: они соединились друг с другом практически намертво из-за высокого содержания меди в сплаве.

 

 

В конце этого замечательного дня в кладе насчитывалось 327 серебряных английских монет, 326 пенни и 1 полпенни — в основном, от английских королей Эдварда I, II и III. Было около девяти шотландских монет Александра III, одна шотландская монета Джона Баллиола и несколько европейских монет-подражаний и подделок английских монет.

Мы думали, что нам не удастся рассказать никому об этом событии, и оно останется за пределами внимания поисковиков... Однако неожиданно мы выиграли в конкурсе «Находка месяца» от Minelab, а потом появились предложения от многих журналов рассказать, как был откопан клад. Даже в школу приглашали на уроки истории — показать найденные монеты. 

 

 

Главный вопрос, конечно, был о том, как мы решили копать именно там, на месте клада.

Ответ простой. Могу сказать, что мы с Шэрон — очень упорные поисковики. На данный момент мы уже нашли 12 кладов, думаю, это хорошее доказательство нашего постоянного стремления к намеченным целям. Но это нелегко. Все эти чудные открытия таят за собой бесчисленные сотни часов, проведенных за документам и в полях за поиском. Множество долгих-долгих дней копания в любую погоду. Только после всего этого есть небольшой шанс на удачу. Так что вам нужно быть очень, очень упорным и упрямым, не останавливаться никогда... Или быть удачливее.

 

 

А я думаю, что сохраню этот волшебный момент в памяти на всю жизнь: посередине холодного, мокрого и ветреного шотландского поля стоят два безумных кладоискателя, одетые в камуфляж, весь изгвазданный в грязище, пьяные от волнения, подкидывающие серебряные монеты в воздух!

Derek McLennan