Взаимосвязи: парадоксы нумизматики

Часть 1

Часть 2

 

Слово «монета» произошло от названия шейного украшения – это не так уж невероятно! Приведу пример из русской истории: в древности все воины – дружинники, приближенные князей и воевод – носили на шее гривны, украшения из меди, серебра, а сами князья могли позволить себе и золотые гривны.

 

Шейные гривны воинской элиты.

 

Шейное украшение называлось «гривна», потому как носили его на загривке, на шее. Известно, что древнерусские князья рассчитывались со своей дружиной гривнами, которые сначала носили на шее в качестве украшений. В соответствии с металлом и весом гривны имели определенные стандарты, конкретную стоимость и могли использоваться в качестве денег.

Затем гривна стала денежной единицей в виде слитка серебра. Сегодня в обиходе сохранились эти понятия. Гривенник - 10 копеек, и гривна - денежная единица Украины. Если в этом случае четко прослеживается влияние названия шейного украшения на образование общеупотребительного наименования денежной единицы, почему так же не могло быть с «монетой» от «монисто»? Версия интересная, требующая дополнительной проработки.

 

«Мы от Августа Кесаря родством ведемся»

 

 

Римский денарий императора Августа был чеканен в 4-2 гг. до нашей эры. Рассмотрим аверс денария. На нем довольно реалистичный, хотя и побитый временем, портрет императора Августа. Круговая легенда гласит: CAESAR AVGVSTVS DIVI F PATER PATRIAE, что можно прочесть как «Цезарь Август Божественный Счастливый Отец Отечества» (круговая легенда на римских монетах I в. до н.э. и I в. н.э. читается справа налево).

Родовое имя Цезарь юный Октавиан принял после оглашения завещания Юлия Цезаря, убитого заговорщиками прямо в Сенате в 44 году до н.э. В завещании Цезарь усыновлял своего родственника Октавиана и назначал его наследником огромного состояния. Имя и богатства Цезаря помогали Октавиану приобретать уважение среди солдат и находить сторонников в ходе борьбы за власть в Риме, с именем Цезарь он победил всех противников и стал единоличным правителем огромных территорий в Средиземноморье. На монете Август предстает перед нами преемником славы Цезаря и Отцом Отечества.

 

Октавиан Август

 

Рассмотрим другую монету, чеканенную по прошествии более чем полутора тысяч лет – копейку Ивана Грозного. Нас интересует реверс. На русских монетах 16 века аверс не имел легенды, а только обозначение монетного двора, изображался на аверсе всадник символизировавший победоносного, сильного правителя Руси. На реверсе серебряной копейки мы читаем «ЦРЬ И КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН ВСЕЯ РУСИ» - здесь, на первый взгляд все просто - «Царь и Великий князь», так стали титуловать Великого князя московского начиная с эпохи Ивана Васильевича Грозного. 

 

 

Вот здесь мы и найдем еще одно сходство этих на первый взгляд столь различных монет. На римском денарии и на русской копейке легенда с титулом правителя начинается одинаково! На денарии первое слово «CAESAR» на копейке «ЦРЬ» - это, как вы уже догадались, не что иное, как имя Цезарь, ставшее родовым именем династии Юлиев-Клавдиев, а позже и официальным титулом римских императоров. Но простите, причем тут наш Иоанн Васильевич?

Иван Грозный, как мы знаем, был одним из последних Рюриковичей и чрезвычайно трепетно относился к истории возникновения своего рода. Грозный царь род свой считал самым древним.

«Мы от Августа кесаря родством ведемся», — писал он шведскому королю. Ведь официально принятая в «Сказании о князьях Владимирских» генеалогия утверждала, что родоначальник династии Рюрик был потомком Пруса, брата римского императора Августа.

 

Портрет Ивана Грозного с титулом "царь"

 

Вот что сообщает «Родословие Великихъ Князей Российскихъ»:

«Брата жъ своего Пруса (Август Кесарь) постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море и до сего числа по имени его зовется Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ. Въ тажъ времена въ Новегороде некий старейшина, именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житие, и созва онъ Владальца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: советъ даю вамъ, да послете въ Прусскую землю мудрые мужи, и призовите Князя отъ тамосущихъ Князей. Онижъ, шедше въ Прусскую землю, обретоша Князя Рюрика, суща отъ роду Римскаго Царя Августа, и молиша его съ посланными всехъ Новоградецъ, дабы шелъ къ нимъ княжити».

Конечно, эта история – не реальная история рода Рюриковичей, а скорее, способ встать на одну линию с европейскими монархами и императором Священной Римской империи. Для московского князя это был сильный шаг с точки зрения международной политики; он, как и правители Европы, с помощью родословной пытался усилить свои позиции. Объединив многонациональные земли Русского севера, Сибири и южных степей с помощью звучного титула Цезарь или, как еще писали - Кесарь, московский великий князь заявил о создании мощного государства с претензией на мировое влияние. В это время как раз и начинается превращение Руси в Россию, становление сильного централизованного государства. Так исторический авторитет первого римского императора Августа стал политической опорой и средством обоснования права на власть для первого русского самодержца.

Продолжение следует…

Алексей Фоминых