История неизвестной фотографии

Часть 1

Часть 2

Часть 3

 

Часть 4

 

За историческим фоном значимого события мы несколько забыли об авторе фотографии М.И. Сунцове.

Сунцовы — известная вятская купеческая фамилия. Помимо торговли Сунцовы выпускали и серии открыток с видами Вятки отражающими большой пласт городской жизни. Открытки в Вятке издавались в дореволюционный период разными издателями. Это были, в основном, владельцы магазинов по продаже письменных принадлежностей и бумаги, канцелярских товаров.

 

istoria-neizvestnoi-fotografii-chast-4 03

Магазин Сунцовых - справа на фото.

 

Наибольшее количество открыток было выпущено, как считают вятские филокартисты, Александром Васильевичем Сунцовым — одним из братьев Сунцовых, известных вятских предпринимателей и купцов, торговавших разным товаром вплоть до мыла и канцелярских принадлежностей.

Открытки по снимкам вятских фотографов были изданы А.В. Сунцовым в двух сериях.

Первая серия была издана в 1902—1903 гг. и составляет 51 открытку. Это качественные фотографии городских улиц, зданий, видов на реку Вятку.

 

istoria-neizvestnoi-fotografii-chast-4 05

 

«Открытки изданий А.В. Сунцова очень хорошо характеризуют облик города до 1914 г. Здесь губернская земская управа, губернская земская больница, губернское правление и казенная палата, гимназии, реальное сельскохозяйственное техническое училище, церкви, банки, магазины с громадными вывесками владельцев, монастыри, гостиницы, вокзалы, дома вятского купечества — Т.Ф. Булычева, Н.Э. Савинцевой, Н.М. Рязанцевой, дом врача А.И. Левитского и другие.» – пишет в своей статье «Открытки г. Вятки, изданные до 1918 года» краевед Наталья Борисовна Пентина.

 

istoria-neizvestnoi-fotografii-chast-4 04

 

Как отмечает автор, еще не все открытки издания А.В. Сунцова удалось обнаружить. Каждая открытка, изданная А.В. Сунцовым, имела свой порядковый номер – открытки под № 125—128 и после № 130 пока не обнаружены.

 

istoria-neizvestnoi-fotografii-chast-4 06

 

Есть также открытки c видами города Вятки, где издатель не указан. Еще в 1960-е годы известный исследователь старины, сотрудник Кировского краеведческого музея Александр Дмитриевич Фокин предполагал, что часть из неизвестных открыток можно было бы отнести к изданию А.В. Сунцова. Авторитетное мнение вятского историка, может подтвердить фотография 1915 года, опубликованная в журнале «Нива».

Любуясь прекрасными видами старой Вятки, или другого города мы, часто не знаем имена тех, кто донес до нас эту красоту – издателей и фотографов. Поэтому на подписи к фото мне бы хотелось остановиться подробно.

Для этого необходимо посетить краеведческий отдел областной научной библиотеки имени Герцена. Ровно через сто лет после публикации в журнале «Нива», в нашем городе в свет вышло уже второе издание уникальной книги «Вятка на старинной открытке. Конец XIX – начало XX века: Альбом-каталог» (авт.-сост.: Е. М. Дрогов, В. А. Журавлев, С. В. Иванов. Киров, О-Краткое, 2009. 2-издание 2015 г.).

 

istoria-neizvestnoi-fotografii-chast-4 09

Обложка каталога-альбома.

 

Это поистине уникальное издание является на сегодня самым полным каталогом иллюстрированных открытых писем с видами города Вятки. В книге опубликовано более 700 почтовых карточек, выпущенных с 1899 по 1918 год. Перелистывая страницу за страницей, я и обнаружил, среди сотен иллюстраций есть изображение открытки, идентичное фотографии опубликованной в журнале «Нива», и совпадение полное!

Только вот в книге открытка отнесена к разряду «Неизвестных издателей», она не имеет выходных данных.

На ней тот же празднично оформленный особняк Булычева, переданный купцом вятскому обществу для помощи раненым и сиротам.

В разночинной толпе мы видим крестьянок и барышень, местный пролетариат, зевак, забравшихся на крышу соседнего деревянного строения. Строй солдат вятского гарнизона. Флаги вьются по ветру точно в том же направлении что и на фото. Все так же!

 

istoria-neizvestnoi-fotografii-chast-01

Фото особняка в правом нижнем углу.

 

Единственное отличие — на открытке изображение крупнее и панорама площади перед зданием существенно обрезана. То есть фотография, опубликованная в журнале по своему уникальна — она дает возможность зрителю как бы заглянуть за пределы известного изображения на открытке, на фото больше персонажей, это те же крестьянки, пришедшие в город с мешками на плечах — вероятно, для обмена или продажи продовольствия, дама с зонтиком, нарядные дети и беседующие друг с другом военнослужащие, радостные от того, что получили увольнительную и находятся не в строю — всего этого нет на открытке. Хотя, несомненно, для печати фотографии и открытки использовался один и тот же негатив!

 

istoria-neizvestnoi-fotografii-chast-4-02

Фотография из журнала "Нива" 1915 года - для сравнения.

 

Значит, перед нами ранее неизвестное изображение исторического события — открытия Дома инвалидов и сирот великой войны в губернском городе Вятке. Благодаря «Ниве» мы доподлинно выяснили имя автора фотографии (фотографов на открытках в начале ХХ века указывали редко — в основном, только издателей, и то не всегда). Как оказалось, это не маститый фотохудожник С.А. Лобовиков или мастер светописного дела Н.Г. Тихонов, а малоизвестный и сегодня практически забытый фотограф. На вятской открытке нет данных издателя — время было военное, наверное, важен был не столько коммерческий интерес, сколько пропагандистский эффект — популяризировать благотворительную деятельность, показать патриотический подъем в глубоком тылу.

Сопоставив два фото, мы теперь знаем имя автора — это М.И. Сунцов. Крупное общероссийское издание не могло опубликовать фото без подписи автора — уже тогда авторские права имели большое значение. Возможно, автору полагался даже соответствующий гонорар.

Вряд ли фотограф М. И. (точно имя назвать пока невозможно, знаем только инициалы) Сунцов мог работать на иного издателя открыток, например, на Рязанцева или Вершинина — ведь он, несомненно принадлежал к купеческому роду Сунцовых и мог быть сотрудником только одного издателя — Александра Васильевича Сунцова. Во времена, когда фамилия купца была брендом, и он своим именем отвечал за качество продукции и честность сделок, это обстоятельство нельзя не брать в расчет.

 

istoria-neizvestnoi-fotografii-chast-4 08

Предположительно, портрет А.В. Сунцова в форме 301-й Вятской пешей дружины государственного ополчения.

 

Но, как и в любом расследовании, в случае с нашей фотографией может быть несколько версий. Возможно, таинственный М.И. не был фотографом. Он мог быть предпринимателем. В этом случае подпись под фотографией «по фото М.И. Сунцова» могла означать, что названный господин имел исключительные права на публикацию данной фотографии в периодической печати. Он мог элементарно купить эти права у одного из профессиональных фотографов Вятки.

В пользу этой версии может говорить то обстоятельство, что современные фотографы- кировчане оценили фотоснимок как высокопрофессиональный с точки зрения композиции и по качеству изображения. А фотографов дореволюционной Вятки мы знаем поименно, среди них фамилия Сунцова не звучит. Возможно, все-таки, знаем не всех, и это новое имя в истории вятской фотографии

Итак, фотография в популярном журнале 1915 года позволила нам пролить свет на авторство и вероятного издателя открытки до этого относимой к неизвестным, а также дала нам возможность по-новому взглянуть на событие, состоявшееся 20 мая 1915 года в губернском городе Вятке, рассмотреть детали, прочувствовать атмосферу эпохи Первой мировой войны. Изучение и анализ обратной стороны открытки, особенностей типографского шрифта и оформления целого ряда подобных безымянных открыток, могут поставить точку в определении их издателя.

И конечно, очень хотелось бы узнать подробности жизни, судьбы и деятельности М.И. Сунцова, опубликовавшего фотографию из Вятки в столичном журнале. Но это уже другой уровень информации, и поиск требует кропотливой работы в вятских архивах, чем я в ближайшем будущем и планирую заняться.

Алексей Фоминых