Кентавры на русских монетах

 

Если вы думаете, что только Древняя Греция и Рим отличились в плане выпуска монет с мифическими существами, то спешим вас удивить. Изображение кентавра, обнажающего меч, встречаются на монетах северных русских княжеств XIV-XV веков.

К примеру, на монетах Владимира Андреевича Серпуховского (1358-1410), Бориса Александровича Тверского (1425-1461) и Василия Михайловича Кашинского (ранее 1426) изображен кентавр с мечом.

 

kentavry-na-russkih-monetah 05

Монеты Владимира Серпуховского - денги с кентаврами и арабскими элементами

 

А на городенской монете великого князя тверского Ивана Михайловича (1389-1425) изображен кентавр в короне и с крыльями!

 

kentavry-na-russkih-monetah 03

Монеты тверского князя Ивана Михаловича -  серебряные денги

 

Откуда появился образ мифического получеловека-полулошади на русских монетах, не вполне ясно. Литературных и исторических источников несколько, а еще есть изображения кентавров в такой же угрожающей позе на керамических сосудах церковного назначания, что дает основание предполагать глубокий смысл.

Древнерусские изображения кентавров и литературные произведения, с которыми они связаны, неоднократно привлекали внимание исследователей.

Крылатый коронованный кентавр, это, скорее всего, известный литературный церсонаж — апокрифический Китовраса. Его изображение есть на золоченых Васильевских вратах Софийского собора в Новгороде (1336 г.). Надпись верху изображения: «Китоврас мечет братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово».

 

kentavry-na-russkih-monetah

Китоврас с золоченых ворот Софийского собора.

 

В разных сказаниях о Соломоне Китоврас выступает то как его брат и сподвижник, то как враг и соперник.

Одно из апокрифических русских сказаний XV века, «Палеи», знакомит нас с особо прославившим Соломона строительством Храма, в котором должен храниться ковчег завета. Китоврас там показан существом вещим, он удивляет Соломона своей мудростью.

В позднейших сказаниях Китоврас царствует «в граде Лукорье», где днем он царь над людьми, ночью — над зверями. Он иногда является похитителем жены Соломона и гибнет в бою с ним.

 

kentavry-na-russkih-monetah 02

Китоврас из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря (книгописец Ефросин). XV в.

 

Ефросин — монах-переписчик из Кирилло-Белозерского монастыря (окрестности Вологды), он переписал значительную часть рукописей, которые занимают особое место в древнерусской литературе. В них содержатся древнейшие списки «Александрии» (сказания об Александре Македонском) и «Сказания о Дракуле-воеводе».

В состав сборника входят апокрифические сказания, в том числе два варианта апокрифа о Соломоне и Китоврасе: один — представляющий собой почти дословный перевод из Талмуда (там вместо Китовраса представлен демон Асмодей), и другой — краткий, известный только в этой рукописи, где Китоврас назван сыном Давида, братом Соломона. Однако изображение кентавра, обнажающего меч, находится в другой части рукописи, с ним соседствует текст «Александрии». Соседняя с изображением страница упоминает людей с конскими ногами, которые вошли в войско Александра в качестве мечников. В тексте о них сказано: «О человецех от пояса конь, а горе человек, исполины нарицаются». Победив их, «Александр повеле оружиа створити и с стрелами и с мечи научи ходити и много ему на рати помогали».

Однако эти кентавры без корон и крыльев. Так что, вероятно, на монетах все-таки изображен Китоврас.

Возможно, русские князья использовали это изображение не только как символ мудрости, но и как своеобразный девиз — и мудрость, и сила, два в одном.

Если попытаться связать образ обнажающего меч кентавра с текстом апокрифа, то наиболее вероятно, что речь идет о сцене, когда Соломон спрашивает подведенного к нему Китовраса: «Что есть узорочнее во свете сем?» «Он же рече: всего есть лучше своя воля. И все переломал и поскочил на свою волю». Таким образом, важнейшей чертой образа Китовраса оказывается свободолюбие, которое очень ценили и русские князья.

М. Маркович