На атомном ледоколе

 

В свое время довелось мне путешествовать по России. Множество городов было объезжено, и Мурманск не стал исключением. Расскажу о самом запоминающемся происшествии в этом северном, вечно холодном городе.

А самым запоминающимся стал он — Ленин. Но речь идет не о вожде мирового пролетариата, а об атомном ледоколе, который стоит на приколе в бухте Мурманска.

 

na-atomnom-ledokole-15

 

История «Ленина»

 

«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Хотя создан он был в 1957 году, в годы «холодной войны», назначение его было мирное. Так сказать, «мирный атом». Ледокол был нужен, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути (путь от европейской части СССР до Дальнего Востока).

Сначала гигантское судно длиной 134 метра и шириной 30 метров было спущен на воду в 1957 году возле ленинградской верфи, где его собрали. А ядерный реактор был смонтирован на пару лет позже — в 1958-1959гг. 6 августа 1959 года осуществлен физический пуск реактора, и уже в сентябре ледокол поплыл.

Кстати, во время ходовых испытаний на борту атомохода побывали множество представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры Китайской народной республики.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет, на пять лет превысив положенный срок эксплуатации. За это время он провел за собой во льдах Арктики 3741 транспортное ледокольное судно, пройдя более 654 тысяч морских миль (563 тысяч — во льдах). Примерно такое же расстояние получится, если 30 раз обогнуть земной шар по экватору.

 

na-atomnom-ledokole-02

 

В 1989 году его вывели из состава морского пароходства, поставили на прикол в Мурманске и собирались утилизировать. Много лет ветераны флота боролись против такого решения властей. И им удалось: ледокол реставрировали. В наши дни на атомоходе может побывать любой желающий. Там работает музей.

Кстати, в 2007 году в России решили почтить память дедушки российского атомного флота и выпустили золотую монету номиналом 1000 рублей. Формально — в честь Международного полярного года, а фактически — на монете изображен наш первый ледокол на атомном ходу.

 

na-atomnom-ledokole-01

 

На атомном ледоколе

 

На самом деле, музей в Мурманске называется «Музей мурманского морского пароходства». Он расположен напротив порта, или Морского вокзала.

Сначала стоит сходить туда, в небольшое, красивое здание и посмотреть экспонаты, посвященные развитию полярного флота.

 

na-atomnom-ledokole-14

 

Больше всего там мне понравились детальные модели судов арктического плаванья. Мельчайшие детали учтены при их создании. Еще, конечно, там есть и фотографии, и форма капитанов кораблей, и управляющие элементы типа штурвалов. И, само собой, многое посвящено атомному ледоколу «Ленин».

 

na-atomnom-ledokole-09

 

С удивлением нашла я в этом музее и картину одного из моих любимых художников — Николая Рериха. Картина называется «Поморяне». Она была написана еще до легендарного путешествия Рериха на Тибет, в 1907 году.

 

na-atomnom-ledokole-13

 

Самая впечатляющая часть музея — это атомоход «Ленин». Когда уже подходишь к причалу, появляется такое чувство, что ты сейчас на съемках «Титаника» и из-за спины вот-вот выбежит какой-нибудь Ди Каприо с чемоданами.

 

na-atomnom-ledokole-07

 

Однако, после того, как поднимаешься на корабль, такое ощущение исчезает. Внутри все настолько советское и родное, что поневоле переносишься в прошлое, и начинаешь вспоминать немногочисленные речные круизы, в которых нужно было участвовать в школе.

Но и это ощущение исчезает. Кают-компания напоминает залы местечковых администраций для совещаний, там до сих порт такие интерьеры и ковры на полу.

 

na-atomnom-ledokole-10

 

Далее - каюта старшего машиниста, потом по коридору — трап и рубка!

 

na-atomnom-ledokole-08

 

Капитанский мостик (ходовая рубка) с приборами и штурвалом, за которым можно постоять, сурово вглядываясь во льды и представляя себя капитаном.

 

na-atomnom-ledokole-11

 

Экскурсовод, в прошлом сам моряк, объясняет назначение приборов со знанием дела. Я тогда слушала вполуха, увлекшись собственными фантазиями: за бортом адский мороз, в небе — сияющие зеленые полотна северного сияния, и громкий гул двигателя прерывается треском гигантских льдин...

Очень здорово было. Затем нас сводили в машинное отделение. Там мы полюбовались на атомный реактор. Внизу даже установлен манекен работника в респираторе (будто эта масочка спасет от радиации!). Но в целом, мощь инженерной советской мысли потрясает.

 

na-atomnom-ledokole-06

 

Жаль, что экскурсия закончилась так быстро, всего за час. Говорят, в ледоколе около тысячи помещений, а я увидела только ее самую малую часть. В итоге осталось такое странное ощущение, похожее на ностальгию по советским временам: вроде бы, и увидела кусочек чего-то прекрасного, но дверь захлопнулась перед самым носом, и паровоз уже ушел.

 

na-atomnom-ledokole-05

 

В моем случае — да, паровоз действительно уходил, и я уезжала на поезде, навсегда сохранив воспоминания о великолепном атомном ледоколе...

Роза Юзенас