Путевые войны

 

Коп близ заброшенных железных дорог может быть увлекательным. Иногда найденный в овраге около железнодорожного полотна фрагмент механизма (а если повезет, то и целый механизм) оказывается уникальным и, кроме того, очень информативным.

 

 

Но речь сегодня пойдет не о костылях, стрелках и старых дрезинах.

Основным средством грузовых перевозок была, есть и остается железная дорога. По сей день одним из показателей благополучия государства является развитая сеть железных дорог. Как правило, железные дороги считаются стратегическими военными объектами и усиленно охраняются. Это не удивительно, ведь в случае военного конфликта основная переброска живой силы и военного имущества, включая тяжелую технику, производится именно железнодорожным транспортом.

Поэтому во все времена к нему было приковано усиленное внимание военных. Война паровых машин началась!

Первая железная дорога в России была построена в 1837 году по указу императора Николая I. Она называлась Царскосельской и имела колею 1829 мм. Несмотря на то, что Царскосельская линия считается первой в России, с ней может поспорить железная дорога нижнетагильских заводов длиной 3,5 км, спроектированная крепостными умельцами Черепановыми.

Первой железной дорогой с современной «русской колеей» является Николаевская железная дорога, сданная в эксплуатацию в 1851 году. Ширина ее колеи составляла 1524 мм.

 

putevaya-voina-07

Станция Химки Николаевской железной дороги

 

Существует мнение, что сам царь утвердил ширину колеи, чтобы она отличалась от европейской, дабы враг не смог перебрасывать по железным дорогам войска на территорию Российской империи. С мая 1970 года в СССР принят новый стандарт колеи - 1520 мм. Этот стандарт используется и по сей день.

 

Путевой разрушитель «Червяк»

 

Первый известный путевой разрушитель появился во время Первой мировой войны. Русская армия безобразно отступала под натиском войск Германии и Австро-Венгрии, оставляя за собой сотни километров транспортопригодных путей.

Уничтожать их взрывами было делом хлопотным, потому что саперная подготовка у рабоче-крестьянских сыновей была никакая. И для уничтожения путей приходилось вызывать саперов, которых не могли найти по фронту сутками (вспомним о средствах связи того времени). Да и за раз можно было уничтожить сравнительно небольшой участок железной артерии, который наскоро восстанавливался подоспевшим противником.

В 1915 году произошел так называемый «снарядный голод», когда русским войскам не хватало снарядов, патронов, взрывчатки. Уничтожение железных дорог стало невозможным...

Но русский солдат умен и смекалист, а прапорщик — вдвойне. Так вышло, что на бескрайних просторах Галиции нашелся некий прапорщик Червяк. Он предложил из подручных материалов, имеющихся в достаточном количестве в любом депо, изготавливать «рельсодеры». Если проще, это была конструкция из двух изогнутых рельсов, один край которых заводили под рельсы, а другой крепили к локомотиву. Конструкция использовала принцип удавки, сдавливая и ломая рельсы на протяжении большого количества километров.
Дешево и сердито!

 

putevaya-voina-01

«Червяк» за работой.

 

К концу войны фронт потянулся на запад, и враги потянули своих «червяков»...

Эта конструкция нашла применение и в боях Великой Отечественной войны. Путевые разрушители «Червяк», к сожалению, упоминаются в отечественной литературе очень редко, всего несколько раз. В своих мемуарах генерал Павел Алексеевич Кабанов упоминает о применении данной конструкции при уничтожении линии Проскуров – Гречаны – Жмеринка в июле 1941 года.

 

putevaya-voina-02

«Червяк» уполз.

 

«Крюк», или «шпалодер»

 

Великая Отечественная война грянула неожиданно, и фронт покатился на восток, советская армия несла огромные потери в живой силе и технике. Оставляли и бросали все, что не разбомбили. Эта же участь постигла и железнодорожные составы. Оставляли даже бронепоезда! Чем, естественно, пользовались немцы: в вермахте железнодорожную технику охотно ставили на учет и незамедлительно начинали эксплуатацию советских составов, а причина этому проста — колея.

Ширина европейской колеи — 1435 мм. Существует предположение о том, что эта ширина колеи связана с шириной колеи древнеримской повозки. В России ширина колеи — 1524 мм.

Выходит, царь-батюшка на сто лет вперед подумал, но масса брошенных составов сделала свое дело: вермахт неумолимо двигался на восток. Конечно, немцы «переобували» и свои составы, как сейчас это делают на станции Брест.

Но в 1943 году все изменилось, и враг начал отступать, шел умело, держа линию фронта и оставляя сюрпризы. Таким сюрпризом стал агрегат тевтонского сумрачного гения под названием «Крюк», из названия которого предельно понятен его принцип работы. Если «Червяк» сравнительно гуманно относился к шпалам, то крюк уничтожал все, включая верхний слой насыпи.

 

putevaya-voina-04

Разрушитель "Крюк" в музее.

 

Но и он не был лишен недостатков, случались сходы конструкции с путей из-за чрезмерной деформации. Поэтому стали применяться рельсовые упоры. А для защиты от летящих в спину пуль, осколков, и русской брани стальные щитки.

 

«Клин Шавгулидзе»

 

Вернемся к смекалистости русского солдата, а тем более, бойца-партизана, который и кашу из топора сварит, и ежа голой попой задавит. Представляем «клин Шавгулидзе» - наверное, самый дешевый и простой, а главное, смертоносный способ борьбы, на этот раз с составами противника.

Партизаны живут практически без снабжения, соответственно, взрывчатка - ценнейший ресурс, и ей надо уметь пользоваться. И партизаны — умели.

Главный «фокус» коварного «башмака» заключается в том, что состав слетал с рельс полностью. К примеру, при подрыве фугасного заряда рвутся тормозные шланги и срабатывает автоматика, колесные пары стопорятся, соответственно, состав сходит не весь. А тут... Настоящий железный капут!

 

putevaya-voina-05

 

Для общего представления о том, какая вакханалия творилась на железных дорогах в начале прошлого века, стоит упомянуть ЖДТ-3.

 

ЖДТ-3

 

К началу 1936 года были проведены испытания железнодорожных торпед и по вновь утвержденному штату, в составе каждого бронепоезда должно было быть 5 железнодорожных торпед.

 

putevaya-voina-06

 

ЖДТ–3 представляла собой четырехколесную тележку размерами 1703 х 1750 х 456 мм и массой 225 кг (из них — 100 кг тротила), приводимую в движение двумя стартерами с питанием от аккумуляторов, обеспечивавшими скорость по рельсам до 60 км/ч и дальность движения до 10 км.

В 1940 году снята с вооружения...

При поиске близ старых железных дорог будьте внимательны к неопознанным грудам металла: возможно, из-подо мха на вас смотрит путевой разрушитель!

Герман К.