Следы истории на монетах

 

Монета - сама по себе ценный источник информации о прошлом. В исторической науке сегодня нумизматика играет не последнюю роль. А ведь было время, когда ее и наукой то не считали. 

В начале XX века Василий Розанов – философ, писатель и страстный коллекционер-нумизмат вспоминал, что в гимназиях, где ему пришлось работать, он не видел в библиотеке ни одного сочинения по нумизматике: «Россия была глуха, абсолютно глуха к миру древних монет».

 

Vasily Rosanov by Ivan Parkhomenko 1909

Василий Розанов. Портрет кисти Ивана Пахоменко, 1909г.

 

Розанов считал, что в этом были повинны и некоторые историки. Об одном из них он пишет, что «классик» Дмитрий Андреевич Толстой (государственный деятель и историк, 1866-1880 – министр народного просвещения) едва ли знал, что в Риме были денарии: «Толстой, вероятно, предполагал, что в Риме расплачивались «рублями» и «копейками», при том не полновесными, «нашими».

Далее Розанов приводит высказывание о нумизматике философа Владимира Соловьева: «бывают всякие науки, в том числе и смехотворные: есть, например, наука – нумизматика или еще преподается в училищах государственного коннозаводства наука о копыте кавалерийской лошади».

Оставим на совести этих заслуженных ученых мужей их пренебрежение к нумизматике, заметим, однако, что изучать историю древнего мира лишь по главам академических учебников значит уподобиться легендарному Циклопу, смотревшему на мир только одним-единственным глазом.

Монета, пережившая не одно столетие конечно, несет на себе и отпечаток времени. Это патина и окислы монетного металла. Патина – настоящее украшение монеты. Мне лично непонятна страсть некоторых коллекционеров «докопаться до сути», то есть снять тысячелетние окислы и обнажить металл. Характерная, кстати, ошибка начинающих нумизматов.

 

sledy-istorii-01

Римские монеты в окислах

 

Как часто мне в руки попадали монеты, достойные сожаления! Испещренная многочисленными царапинами поверхность металла, следы травления кислотой, следы металлической и даже стальной щетки на податливой меди приводили просто в отчаяние!

Возникал один вопрос – ЗАЧЕМ??? Зачем снимать благородную патину и лишать монету очарования древности? Например, в сфере античной нумизматики окислы и патина – это своеобразный сертификат подлинности, который нужно беречь и лелеять! Монета, лишенная следов древности, может стоить в разы дешевле.

Поэтому, когда ко мне в руки попала монета, вся покрытая спекшимся песком с примесью зленных медных окислов, я побоялся ее испортить чисткой и отложил в коробочку для «безнадежных монет». Если бы я знал, какую печальную историю она впоследствии мне расскажет! Казалось бы, «мертвый» медный кружок... Он сохранил следы трагедии, произошедшей почти две тысячи лет назад…

 

Нумизматика раскрывает тайны истории


В один из зимних дней, когда есть время вернуться к отложенным из-за занятости приятным делам, я решил перебрать монеты, хранившиеся как безнадежные и бесперспективные в вопросе чистки и состояния. Перебирая зеленые кружки меди, я заметил, что одна из монет при попадании на нее дневного яркого света из окошка выдает остатки рельефа – а значит, надежда есть! Я на несколько дней поместил монету в раствор хозяйственного мыла, затем прошелся по ней зубной щеткой.

Оказалось, монету покрывали остатки грунта, перемешанные с окислами, и они тут же начали активно покидать поверхность, обнажая под собой добротную патину и полустертые в процессе обращения силуэты.

Это был римский медный асс, мелкий номинал, о котором сами римляне писали на стенах зданий такие стишки: «Эдона говорит: Выпивка здесь стоит асс. За два асс ты лучшего выпьешь. А за четыре уже будешь фалернское пить». Это написал трактирщик на стене у входа в свое заведение в городе Помпеи. Вулканический пепел Везувия сохранил для нас строки предприимчивого жителя погибшего города.

 

sledy-istorii-02

 

Отсюда можно сделать вывод, что обращалась эта монета в среде простонародья, в лучшем случае могла попасть в руки римского легионера. Они всегда были охочи до хорошей компании в таверне в окружении девиц, не то подающих пищу, не то предлагающих свои ласки за скромную плату в один серебряный денарий.

При более детальной расчистке на аверсе проступил профиль женщины – судя по прическе, супруги одного из императоров II века н.э. Используя свой излюбленный, довольно эффективный способ визуального сканирования – меняя угол падения света на поле монеты - мне удалось прочитать имя CRISPINA AVGUSTA! Это была достаточно нечастая монета с изображением Августы Криспины – супруги императора Коммода.

 

sledy-istorii-03

 

Любители исторического кинематографа знают этого императора по фильмам «Падение Римской империи» 1964 года, и блокбастеру «Гладиатор» 2000 года в главной роли с Расселом Кроу. Актер Хоакин Феникс мастерски сыграл роль жестокого и развратного императора Коммода. Мне, как любителю римской нумизматики и истории, хочется отметить один важный момент: в фильме мы видим императора Коммода гладко выбритым, хотя на монетах своего времени он, как и его отец, «философ на троне» Марк Аврелий, изображались с достаточно длинными бородами. Вероятно, продюсеры фильма и режиссер приняли решение изменить историческую личность героя для того, чтобы отделить плохого императора Комода от образа его отца, ну и конечно, без бороды Коммод выглядит более злодейски и менее благородно. Так создаются исторические стереотипы, мало соответствующие исторической правде.

 

6

Древний бюст императора Коммода в образе Геркулеса и герой в фильме.

 

Порадовавшись монете, связанной с таким интересным периодом римской истории, я продолжил аккуратно расчищать элементы прически и профиль августы Криспины, и здесь меня ждало нерадостное открытие: чем больше я удалял наслоения времени, тем яснее становилось, что монета была жестоко испорчена еще в древности!

Прямо по лицу Криспины от глаза и до самой шеи проходила глубокая царапина! Монета и редкий портрет супруги Коммода был практически безнадежно испорчены. Детальное изучение этой царапины показало, что это не брак в чеканке, это следы целенаправленного нанесения повреждения именно на лицо августейшей особы! Чтобы узнать, кому и для чего понадобилось наносить удар по лику женщины на монете конца второго столетия нашей эры, я обратился к истории правления императора Луция Элия Аврелия Коммода.

Продолжение следует…

Алексей Фоминых