Поиск метеоритов с металлоискателем меняет жизнь

Если бы три ярких метеора не пронеслись по небу над Южно-Китайским морем семь лет назад, Чжан Бо так и остался бы офисным работником в Шанхае. Яркие вспышки осветили не только небо, но и жизнь Чжана.

«Я всю ночь смотрел на небо, не мог сомкнуть глаз, потому что все думал и думал, что же происходит с космическим материалом, который падает на землю», - рассказывает Чжан.

Чжану 34, и он уже стал одним из главных исследователей метеоритов в Китае. Его страсть ведет его в путешествиях по всему миру, в поисках космических тел. В прошлом месяце он отправил 4 чудесных метеорита в новый шанхайский планетарий, который пока находится в стадии строительства и должен открыться в 2020 году.

poisk-meteoritov-zhan-bo 01

Среди подарков планетарию — один осколок Луны, образец метеорита, упавшего в провинции Цинхай в августе 2016-го, и 10-килограммовый камень, по виду напоминающий золотой слиток, найденный в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

«Я считаю своим долгом попытаться разбудить интерес к метеоритам среди людей, особенно — среди детей», - говорит Чжан.

Дорога к небу была извилистой. Чжан окончил юридический университет, прошел стажировку в прокуратуре. Впоследствии он управлял тренажерным залом, а затем развивал ювелирный бизнес семьи. Теперь его единственная страсть — метеориты.

Сначала было трудно, рассказывает он, потому в Китае почти не существовало такого направления, как исследование метеоритов. И Чжану пришлось вести свое собственное исследование, используя библиотеки и Интернет. Он связался с Шанхайской обсерваторией, в надежде найти специалистов по метеоритам там, но ему ответили — таких в штате нет. Тем не менее, ему порекомендовали обратиться в обсерваторию в городе Нанкине, столице провинции Цзянсу. Однако там энтузиаста не приняли — он не ушле дальше охраны. Случайных людей там не принимали.

poisk-meteoritov-zhan-bo 06

Вход в обсерваторию Цзыцзиньшань в Нанкине.

Но это не помешало Чжану. Ему удалось попасть на ежегодное открытое мероприятие, проводимое с участием сотрудников обсерватории, и там познакомиться с Сюй Вейбао, который и стал впоследствии наставником Чжана по метеоритам.

В течение четырех лет Чжан круто изменил свою жизнь и полностью погрузился в изучение метеоритов. Он изучал книги по горным породам и минералам, уделял пристальное внимание новейшим научным докладам НАСА. Он выучил названия пород на английском языке, чтобы читать иностранные журналы.

«Я ничем не занимался в те годы, кроме исследований. Мне казалось, что я снова поступил в университет. Это было трудно, но каждая минута приносила мне наслаждение», - рассказывает наш герой.

Каждый год, примерно во время китайского Лунного Нового года, он летает в маленький городок в США, расположенный в пустыне в Аризоне. Это настоящее место паломничества для поисковиков метеоритов. Там проводится шоу — продажа драгоценных камней, реликвий и фрагментов метеоритов (Кажется, мы знаем, что это за городок. В китайской статье он не указан, но это, очевидно, Тусон. - прим. МДРегион).

Цены на метеориты там могут достигать до 10 тысяч долларов США,в зависимости от редкости фрагмента. Однажды Чжану продали там подделку за 8700 долларов. Так он осознал, как важно разбираться в составе метеоритов самостоятельно.

poisk-meteoritov-zhan-bo 02

В 2013 году Чжан начал собственный поиск камней из космоса. «Все метеориты, которые я купил, были найдены людьми. Если они могут найти, то почему не могу я?» - рассудил поисковик.

Он начал свои поиски в пустыне Сонора на границе Соединенных Штатов и Мексики, узнав, что там ранее было найдено много метеоритов. Это опасный регион, так как приграничье обычно кишит бандами и торговцами наркотиками. Чжан делится, что к нему часто подходили какие-то отталкивающие личности, которые принимали его за азиатского дилера наркотиков. А еще, живя в палатке в пустыне, Чжан боялся хищников.

«Мне так и не удалось ничего тогда найти, но это был незабываемый опыт», - говорит Чжан.

Его дальнейшие экспедиции были среди заснеженных полей Сибири и отдаленных пустынь в северо-западном регионе Китая Синьцзян. Он встречал волков и медведей, и оказывался в ловушках жесточайших бурь.

Свой первый метеорит он нашел в пустыне Сахара в 2014 году. Чжан уже совсем собрался жарить яичницу на горячем капоте своего внедорожника, как вдруг увидел по соседству с авто кучу черных камней, которая выделялась на фоне желтого песка. Он сразу понял, что это. Это были фрагменты метеорита.

Он был настолько ошарашен, что замер на месте на мгновение, просто глядя на камни.

«Я чувствовал себя на удивление спокойно, - говорит он. - Я просто не мог поверить, что я нашел их так неожиданно».

После лабораторных испытаний выяснилось, что эти камни — действительно метеориты, прибывшие на Землю из пояса астероидов между Марсом и Юпитером.

poisk-meteoritov-zhan-bo 03

«Удача — самый важный элемент поиска метеоритов, куда важнее, чем опыт. Вы можете посвятить всю жизнь поиску и ничего не найти. Это как лотерея», - рассуждает Чжан.

Чжан использует отчеты НАСА, книги по истории и свидетельства очевидцев, чтобы определить, куда пойдет дальше. В августе 2016-го один из его источников поведал ему о метеорите, который упал в провинции Цинхай. Чжан Бо сразу же отправился в тот район и нашел фрагмент метеорита, который и пожертвовал впоследствии для нового планетария Шанхая.

Кстати, старые архивы и древние стихи - тоже хорошие источники, указывающие на астрономические события — в том числе и на падение метеоритов. Чжан говорит, что он прочитал историю о падающей звезде, которая упала в Нандана в провинции Гуанси-Чжуань в 1516 году. И отправился в горную местность. В конце-концов он нашел два фрагмента метеорита, которые местный фермер, использовал в качестве кирпича при строительстве свинарника.

Во время поездки в Синьцзянь в 2012 году, Чжан услышал древний миф о "слезе бога", которая, как сообщается, упала с неба и использовались в местных ритуалах. Как понял исследователь, "слеза" вполне могла быть метеоритом. Чжан провел четыре года, ища этот кмамень в скалах. Его поиск привел его через Монголию в Россию. И его настойчивость была вознаграждена в 2016-м году, когда он нашел камень под слоем гранита. Этому осколку космического тела — более 10 тысяч лет, с гордостью признался Чжан.

poisk-meteoritov-zhan-bo 04

На поиск Чжан ездит в джипе, берет с собой металлоискатель, лопату, систему GPS, компас, спутниковый телефон, палатку, спальник, запас еды и бензина.

«И меня уже не волнует, найду ли я что-либо. Мне интересен сам процесс поиска», - говорит Чжан.

Кстати, Чжан нашел и некоторые другие вещи в своих поисках: старинные монеты, стрелы, человеческие скелеты, элементы формы солдат династии Цин (1644-1911).

poisk-meteoritov-zhan-bo 05

Иногда, в старых доках возле реки Хуанпу в Шанхае, Чжан проводит небольшие мастер-классы для поисковиков метеоритов, и там же показывает свои находки.

«Метеориты — это форма моей жизни. Камни не говорят, но они приносят покой моей душе, когда я среди них».

Tan Weiyun