Один вокруг Хубсугула. Поход в 400 километров. Части 12 и 13

 

Часть 12. Отступление от темы.

 

Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто – в Иисуса,
Кто ни во что не верит - даже в черта, назло всем.

В.Высоцкий.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 16

 

Двенадцатую главу могут не читать убеждённые атеисты и их ярые оппоненты и переходить сразу к следующей части 13.

Всю жизнь мы во что-то верим, в детстве в сказочных волшебников и Деда Мороза. Подрастаем и вливаемся во взрослую жизнь с верой в лучшее будущее, в идолов, предлагаемых различными концессиями в зависимости от веры социального окружения.

Что касается меня, мое социалистическое окружение особо не верило в святых и не придерживалось какой-либо веры во всевышних. Не стучали лбом об пол в надежде получить что-то свыше. А работало на благо Коммунистической партии Советского Союза и верило в светлое будущее коммунизма и гарантированную пенсию.

Моя вера пришла сама, сама по себе, взялась ниоткуда, пройдя через разные этапы общепринятых концессий веры, не задерживаясь надолго, на какой то одной. Меня манил зов предков, первобытных людей, живущих наедине с природой в гармонии с окружающим пространством, энергией и душой окружающего мира.

Я отчётливо чувствовал положительную энергию живого леса, меня тянуло к живой природе, и терял энергию в каменных джунглях городов. И этот поход вокруг озера Хубсугул не случайность, не шлея под хвост попала, а зов предков, жгучее желание сбежать из городской суеты в мир чистой энергии, мира из которого мы все вышли. В мир, в котором нет места ненасытной погони за денежными знаками, ради которой лгут, обманывают, переступают через дружбу и близких людей.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 12

 

Здесь, в Монголии, я встречаю людей, которые близки мне по духу, они живут как их предки, привычной для них кочевой жизнью в гармонии с природой, следуя за ней, не пытаясь повернуть реки вспять. Открытые, искренние, общительны, с привитой веками доброжелательностью к путнику. С детской наивностью и любопытством рассматривают меня, мое снаряжение, примеряют мои сапоги, пробуют на вес мой рюкзак и проверяют заточку моего ножа. Они не пытаются что-то стянуть, даже если это вещь им очень нравится. Предложат обмен и обязательно покажут, что эта вещь им нужна, не будут хитрить, держа фигу в кармане.

Нравятся им бесхитростные вещи, то, что им нужно в повседневной жизни: сапоги, нож, солнечная панель. Им не интересна моя кинокамера или рюкзак, даже мои часы, которые вызывают зависть всех путешественников, им не интересны. Зачем им часы, им не нужно точное время, они живут по биологическим часам своего мира. Встают и ложатся вслед за солнечными лучами. Обедают, когда им хочется, отдыхают, когда устали. От этого в них нет раздражения, усталости, грубости, зависти и алчности. Они красивы и розовощеки, трудолюбивы. Они живут дружными семьями. Всё что им нужно, даёт сама природа.

 

hubsugul-ch4 01


Мне искренне жаль, что наша цивилизация политиков и брокеров, делающих состояния на обмане и спекуляции, превращает наш мир в подобие бездушной машины, делая из людей роботов для выполнения, по сути, ненужной самим роботам работы, во имя денежных знаков и во блага ненасытной верхушки «трёх Толстяков».

Религия - опиум для народа. Так гласил главный лозунг большевиков пришедших к власти в 1917 году. Взамен одной религии, насаждая свою – коммунистическую идеологию, перегибая палку в другую сторону, не по труду, а всем поровну. Всё в общий котёл, а там поделим. Что лучше церковная десятина или общий котел? Суть одна – отдай и не греши.

 

Часть 13. Ночлег в зимовье. Тропа по западному берегу. Снаряжение. Злая ночёвка

 

День 15-16. 

Ближе к вечеру вышел к огромной долине, в которой я планировал остановится на ночлег. Идя через густые и высокие травы, не кем не кошенные, наткнулся на установку по сбору сена на конной тяги времен коллективизации. Коня запрячь и будет работать.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 13

 

Три дома виднелись на высоком берегу. Первый дом оказался запертым. Второй, в полукилометре, хоть и без замка, но маленький, без окон и с земляным полом. Переночевать можно, но под кустом приятней.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 04

 

Третий открыт, ближе к берегу, большой, роту солдат разместить можно, чистый с двумя нарами и крепкой дверью. Печкой, столом или какой бытовой утварью дом не обременён, традиционно пустой, как и все остальные. Зато целая поленница дров у сарая. Окна застеклённые. В таком и не грех остановится, тем более что за горами что-то подозрительно громыхает, а барометр на часах стремительно падет.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13

 

Развёл костёр возле дома и с удовольствием приготовил ужин - гороховой каши с салом. Впервые не нужно разбивать лагерь, собирать дрова, а просто посидеть у костра, полюбоваться закатом, зная, что есть крыша над головой. Приятное чувство.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 15

 

Ночью разразилась настоящая гроза с громом и молниями и свирепыми порывами ветра. Сквозь сон, отодвинув импровизированную занавеску из портянок, констатировал сей факт грозы, порадовался крышей над головой и крепким стенам и дальше сладко уснул. Пусть себе громыхает, мне она не страшна.

GPS координаты ночлега в зимовье 51.118094, 100.313526. В этот день пройдено 20 километров. 15 августа 2016 года.

 

День 16. Описание маршрута по западному берегу. Злая ночёвка

 

16 августа 2016 года. Гроза, прогромыхав ночью, улетела, день обещает быть солнечным и тёплым.

Закрыв за собой дверь уютного зимовья, поблагодарив духов этого места, за приятный ночлег отправился далее, мне осталось пройти еще сто километров.

С этого момента (GPS координаты 51.118094, 100.313526) тропы больше нет, то есть, совсем нет. Если вы решитесь ехать этим маршрутом на велосипеде, то тащить вам его до самого полуострова Долон-Улан, а это, примерно, два дня пути 40 километров.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 14

 

От зимовья тропа выходит на красивейшую косу с мелкой галькой, огибающая заливное озерцо с лебедями. Красота потрясающая! Перед тобой величественный Хубсугул, а сзади озеро у подножья высоких гор с белыми лебедями и жирными окунями. Идешь по перешейку ширеной меньше десятка метров, и уходить не хочется, так бы остался здесь на недельку. От зимовья всего километр.

Но, жизнь наша полосатая, легкие дороги сменяются трудными. Не расслабляйся человек, не раскисай в лености, взбодрись. Через пять километров галька сменилась валунами, а горы почти вплотную подошли к Хубсугулу, с них и скатываются эти валуны и падают огромные лиственницы, преграждая путь. Некоторые из них проще обходить по воде, чтобы не рисковать прыгая по валунам с рюкзаком.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 10

 

На заметку. Чтобы не тащить тяжёлые резиновые сапоги, в следующий раз возьму высокие неопреновые носки, те, что использую в дайвинге. Они лёгкие, воду не пропускают и ноги в них не мерзнут, на эти носки одеваешь сланцы, вот тебе и сапоги. Перебрести речку или брести вдоль берега в них удобней и не зачерпнёшь за голенище.

Осторожно скачу по огромным камням, рискуя завалится между ними. Бреду по воде, обходя деревья или прижимы, рискуя начерпать полные сапоги. Скорость продвижения ничтожна.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 09

 

Тропа по склону была, но после пожара её завалило обгоревшими деревьями, поросла молодым листвяком. Идти по ней невозможно. Местные не стали расчищать тропу, им на конях и по берегу не плохо. Видел их следы, проходили дня два назад.

Ночевать остановился на краю распадка прямо на галечной косе. Обилие сушняка нанесённого водой, что еще нужно для хорошего ночлега уставшему путнику. Хоть дрова по лесу не искать, с моей мачете что-либо завалить или перерубить в этом лесу не реально, вот и пользуюсь плавником.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 08

 

На косе ветер гуляет, как ему хочется, то с распадка подует, то в распадок. Дым от костра набивается под тент, жизни не даёт. Два часа экспериментировал с установкой тента, борясь с направлением ветра. В итоге, нашёл нужный градус, под которым ветер не задувает под тент дым. На гравии, поставить тент сложней, в нем не держатся колышки, растяжками их просто вырывает. Пришлось вырубить длинные колья по полметра и камнем загнать их в гравий. В очередной раз пожалел, что нет с собой топора, ушел бы в лес и давно бы спал. Поц этот Григорий со своей мачете, в лес топор нужно брать, а не тесак.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 05

 

Впервые умотался так, что слов не нахожу, по-русски за…! Сижу злой как собака, наверно полнолуние так действует. К завершению всего еще и ветер подул ледяной, впервые надел шерстяные носки и жилетку пуховую.

GPS координаты ночлега 51.209504, 100.285398, 16 августа 2016 года.

В этот день пройдено всего 13 километров без тропы по галечному берегу. Итого пройдено за 16 дней 293 километра.

 

Рюкзак и снаряжение. Что я брал с собой.

 

Снаряжение – архиважно! От него зависит комфорт и успех всего мероприятия. Кроме того, я был сильно ограничен в весе рюкзака. Я прекрасно понимал и знал из личного опыта, что рюкзак не должен превышать 20-22 кг, 1/3 моего веса, в противном случае пройти 400 километров будет практически невозможно без последствий для здоровья. Вес снаряжения, включая рюкзак, составил 9,8 кг. Плюс продукты питания, почти 15 кг. Раскладку по продуктам приведу в следующей главе.

 

odin-vokrug-hubsugula-chast-12i13 02

 

Всё, без исключения снаряжение пригодилось, пожалуй, можно было обойтись только без зарядки от прикуривателя, негде было прикуриваться.

Продолжение следует.

Рудольф Кавчик

P.S. Предыдущие главы:

 

Часть 1. Планы, сборы и начало похода

Часть 2. Разгадка тайны затонувшей колонны бронетехники.

Часть 3. Берегом и лесом.

Часть 4. Аборигены, или Куда мы бежим.

Часть 5. Необычные находки.

Часть 6. Черно-белое гостеприимство, или Как выбрать турбазу

Часть 7. «Стой, стрелять буду! – Стою! - Стреляю!»

Часть 8. Половина пути. Хатгал. Чем кормить электронику?

Часть 9. Западный берег Хубсугула. Место силы.

Часть 10. Топор – жизнь моя. Суббота, воскресенье без солнца не бывают.

Часть 11. Конец автомобильной дороги. Понедельник - день тяжёлый. Встреча с медведем.