Осеннее путешествие по живописному ущелью Мешоко. Краснодарский край, республика Адыгея

Этот поход был заключительным маршрутом нашей высокопрофессиональной группы. Так же, как и все предыдущие, это путешествие мы готовили почти месяц после турпохода по Гуамскому ущелью в первой декаде сентября.

Поздней осенью погода на Кубани уже не балует. Главная помеха – затяжные дожди и очень короткий световой день. В шестом часу вечера при небольшой облачности уже не видно ни зги. Тем не менее, мы умудрились совместить и выходной день, и хорошую ясную погоду, и явку всех членов нашей команды.

Выдвинулись мы рано утром из Белореченска на автомобиле в сторону Майкопа, столицы Адыгеи и далее. Общее направление – посёлок Каменномостский. Дорога в этот ранний утренний час была практически пустынной. Майкоп мы объехали по объездной дороге, так как по городу ехать пришлось бы около часа из-за обилия светофоров.

Перед посёлком Каменномостским (такое обозначение принято на географических картах, а местное население называет этот посёлок «Хаджох», это название железнодорожной станции, до которой ходит электричка из Майкопа) вдоль трассы посажена ещё в Советские времена знаменитая тополиная аллея. В конце её, на въезде в посёлок, расположен местный краеведческий музей, от которого ведут тропинки к дольменам, их там четыре.

Посетив музей, послушав обзорную экскурсию, прикупив сувениры и карту достопримечательностей, мы прошли на дольмены.

adygeia-krasnodar-01

Они расположены недалеко от музея – в 10-15 минутах ходьбы.

Около десяти утра мы выехали в сторону Хаджохской теснины. Это ещё одна местная достопримечательность: река Белая протекает метров 400 по очень глубокому (10-15 метров) и очень узкому (3-4 метра) каньону, в конце которого – каменная арка, это всё, что осталось от Каменного моста, отсюда и название посёлка.

adygeia-krasnodar-02

На стоянке возле теснины мы оставили машину и дальше пошли пешком по направлению на юг по дороге Хаджох – Гузерипль.

Войти в ущелье Мешоко можно тремя маршрутами.

Первый, самый простой: можно проехать на машине в сторону экстрим-парка, который расположен на хребте Уна-Коз в полукилометре от входа в ущелье со стороны автомобильной дороги на высоких отвесных скалах.

Второй, который выбрали мы, лежал через старые печи, в которых в 19-20 веке обжигали кирпич (они выглядят с дороги как старый замок).

adygeia-krasnodar-08

Забегая вперёд, скажу, что вернулись мы по третьему маршруту.

Внизу в пещере оборудовано кафе, рядом находится стоянка древнего человека и скульптура древнего неандертальца. В скалах, слева от печей есть узкий проход – высоко поднимающаяся вверх тропа, пройдя по которой около сотни метров, выходишь к огромному карьеру, в котором добывали известняк и к берегу озера карстового происхождения. Дальше, обойдя озеро слева, так как справа его обойти невозможно – вертикальные скалы, уходящие в воду, мы вышли на дорогу, которая спускалась в карьер. Там мы устроили небольшой привал, время уже было 12 часов и пора было передохнуть и перекусить.

adygeia-krasnodar-07

Далее мы поднялись по дороге, и вышли на современные каменоломни, где работала тяжёлая техника, обойдя их справа. Двигаясь по дороге, мы постепенно обходили карьер по верху и вскоре огромное озеро, диаметром с 2-3 стадиона, с высоты более 50 метров нам казалось небольшой лужей на дне огромного карьера. Пройдя ещё минут 10-15 вверх по дороге, мы вышли на площадку экстрим-парка.

Площадка, как я пояснил ранее, находится на левой стороне ущелья Мешоко, на отвесных (высотой более 50 метров скалах). Через ущелье, шириной в этом месте метров 400, натянут стальной трос, по которому самые отважные могут проехаться на «другой берег» ущелья, и, поднявшись по отвесной тропе, переехать обратно на место старта. Удовольствие это стоит 1500 рублей и желающих всегда достаточно.

adygeia-krasnodar-09

Немного полюбовавшись окрестностями, мы выяснили у хозяина заведения дальнейший маршрут и двинулись непосредственно в ущелье.

Мы пошли по тропе вдоль хребта, метров через 300 мы обнаружили рукотворные каменные ступени (бетонированные глыбы), по которым мы спустились вниз (спуск очень крутой и во время дождя очень сложный) к ручью Мешоко. Мы вышли на первый водопад. От устья ручья, где он впадает в Белую в районе трассы по счёту он третий. Но по сути – те нижние два водопада не представляют большой достопримечательности – мы их видели на обратном пути при свете карманных диодных фонариков, так как обратно мы возвращались в кромешной тьме в девятом часу вечера.

adygeia-krasnodar-03

Недалеко от этого водопада оборудовано место для пикника, чем мы незамедлительно воспользовались. Там стоит большая дубовая скамья со спинкой. Таких скамеек на своём пути мы встретили пять и на каждой останавливались перекусить отснять фото и видео.

На следующем водопаде, поднявшись наверх, здесь ущелье сужается до 20-30 метров, мы обнаружили ещё одну скамью. Там мы встретили парня и девушку с собакой и спросили у них про дальнейший маршрут. На что они нам ответили, что без снаряжения мы там не пройдём.

После Мезмая, где мы протопали по отвесным скользким скалам в октябре на огромной высоте (до 700 метров) по краю пропасти, нам уже ничего не страшно, тут падать некуда, кроме как в ледяную воду.

Оставив мой большой 120-ти литровый рюкзак, часть тёплых вещей, взяв с собой в маленьком рюкзаке только провизию, перевязочные материалы на случай травм (мы все инженеры-медики) мы двинулись дальше. Очень заметно, что народ сюда, практически не ходит, только местные избранные. Мы сняли полнометражный полуторачасовой фильм, в который включили все сложные места – переправы по бревну через ручей вдоль ледяного омута, цепляясь чуть не ногтями за отвесные скользкие скалы. Переправы по кем-то натянутым стальным тросам вдоль водопадов.

adygeia-krasnodar-10

Каждый последующий водопад был ещё красивее и выше предыдущего, хотя была поздняя осень и деревья уже без листвы, но трава была зелёной, потому что в ущелье не бывает заморозка в это время года. Мы прошли до того места, где ущелье Мешоко расходится на два ущелья. Если идти по левому руслу, то через час можно выйти к скале «Чёртов палец».

Правый склон ущелья «украшен» скалами необычной круглой формы - это многовековая работа дождей и ветров. На левом склоне ущелья расположены пять дубовых лавочек в местах самых живописных. Весь левый склон состоит из множества природных гротов, издали выглядят они как многоэтажное общежитие. Из-за того, что ущелье Мешоко стоит вдалеке от остальных маршрутов и представляет собой некоторым образом непростой вояж, оно малоизученно, а с другой стороны это к лучшему. А то будет как на водопадах Руфабго: народу - как на ярмарке в базарный день (или на турбазах Лаго-Наки в Рождество).

Последний пикник у нас проходил уже тогда, когда солнце вышло из ущелья, и мы очень быстро стали собираться в обратный путь. От экстремальных брёвен и тросов в кромешной тьме нас спасло чудо – каким-то невообразимым путём мы прошли все водопады по верхним тропам, практически не спускаясь к воде. Рюкзак мы подобрали свой потому, что там ущелье расширяется большой плоской поляной и ручей в этом месте в берцах можно перейти вброд по большим камням.

В метрах 400-х от нас была автомобильная трасса – было видно фары движущихся редких машин, но путь шёл по такому бурелому при полном отсутствии каких-либо троп, что у нас на это ушло больше часа. По трассе мы прошли до теснины ещё около трёх километров. Попили кофе в ресторане теснины, там было всего несколько человек посетителей из местных и уже поздно ночью приехали домой.

adygeia-krasnodar-04

Маршрут этот всем членам группы очень понравился, если не считать, что местами мы шли выше колена в ледяной воде на подходах к трассе. Карабкаться по завалам в кромешной тьме и свернуть себе шею никому не хотелось, хотя, бывало, и срывались со скользких склонов, раздирая ладони в кровь, не без этого. Дыма без огня не бывает.

Удачи всем! Узнавайте новые горные маршруты, ведь их такое великое множество.