Погодное чудо: облако "Утренняя Слава" на Ладоге

 

Питер - город морской. Воды, по которой можно плавать, вокруг очень много. Но байдарочные люди выбирают, конечно, Ладогу. За годы, которые мы провели, качаясь на взбалмошных ладожских волнах, на нашем пути встретилось немало интересного. Один случай особенно запомнился не только потому, что в такую переделку мы попали впервые, но и из-за самого, пожалуй, необычного природного явления, напугавшего и удивившего нас.

 

 

В тот раз путь наш лежал из Терву, через Лахденпохью и дальше, в Сортавалу. Солнце, распахнутое настежь лазурное небо и горячий ветер - жаркая погода стояла последние несколько дней, и выглядела группа не очень спортивно: купальники, плавки и никаких спасательных жилетов.

Выплыв из-за очередного острова, мы увидели неспокойное, сверкающее открытое море. Для байдарок, пожалуй, это было немного чересчур, но мы не собирались уходить далеко от берега, да и инструктор был невозмутим. В далеком туманном мареве нас ждал мыс на острове Путсаари.

Горизонт был чист и плохо различим, вода и небо почти сливались. Но далеко позади, где-то над приозерским берегом, накапливалась чернота. Прямо по курсу, над дальними островами тоже потемнело. Ветер, как всегда, был встречный и, чтобы не заливала каждая волна, приходилось поторапливаться.

Вдруг что-то неуловимо изменилось. Горизонт потемнел, соединив обе тучи тонким черным шнурком. Но над нами по-прежнему светило солнце, народ веселился, и думать не думал ни о какой опасности. Стараясь не отставать, я поглядывала на небо и видела, как этот шнурок становился все толще. Наш мыс был еще далеко, а эта длинная узкая туча оторвалась от горизонта и приближалась на глазах. Цвет ее был как у обычного грозового облака, но более светлые волокна в ней показывали вращательное движение. Она не надвигалась, а накатывалась на нас.

Внезапно ветер совершенно стих . Слева был проход между островами, и казалось очевидным, что надо спрятаться. Но начальство решило иначе, и мы пошли дальше. Еще несколько минут - и туча над нами. Ощущение - как будто ты под мостом: тишина и темнота. Она шла очень низко, никогда еще это не ощущалось так отчетливо. И тут рванул ветер.

 

morningglory-01

 

Заметалась Ладога. Волны росли на глазах. Сила ветра была такой, что почти невозможно было продвинуть вперед лопасть весла.

Стало понятно, что мы не пройдем. Нужно было разворачиваться и пытаться выбраться на берег. Но попробуй, развернись при такой волне! Любая оплошность - и ты в воде.

Мы смогли повернуть. Выручили нас наши рули, без которых теперь ни за что не сяду в байдарку.

Туча давно укатилась, как и прежде, светило солнце, волны, теперь уже попутные, несли нас вдоль отвесного скалистого берега. Но высота их была такой, что, когда они поднимали лодку, до воды веслом первому номеру достать было невозможно. Берег понижался и вскоре стала видна груда валунов, на которые мы буквально выбросились, на удивление не поломав байды.

История для нас, конечно, запоминающаяся. Но только спустя несколько лет, увидев в интернете фотографию, я узнала, чему мы стали свидетелями, хотя могли стать жертвами этого явления.

Лишь у далеких австралийских берегов, в заливе Карпентария, можно надеяться увидеть эти удивительные, мало исследованные облака. Morning Glory - Утренняя Слава. Только эти облака удостоились имени собственного, очевидно из-за редкости, необычного вида и связанного с ними комплекса метеорологических явлений. И стихший ветер перед нашей тучей, и шквал, обрушившийся на нас позже, и необыкновенная длинна (которая может достигать тысячи километров), и огромная скорость перемещения (до 60 км/час) - все говорит о том, что мы встретились именно с этим чудом на ладожских просторах.

У нас тряслись ноги, руки и, при этом, переполняла радость жизни. Даже глубоко непьющие люди были в тот вечер вместе с коллективом. Удивительная бухта, которую мы обнаружили за спасительными валунами, стала для нас одной из любимейших стоянок и получила название «аквапарк» из-за огромных камней, по илистым бокам которых было так славно скатываться в воду.

 

 

На следующий день ветер и не думал стихать, и мы отказались плыть куда бы то ни было. Принимая солнечные ванны на горячих камнях, мы наблюдали за группами байдарок, которые пробирались между волн с белыми барашками. Все было отлично. Нам туда не надо. Можно было проплыть внутри.

С тех пор прошло немало времени. Мы стали старше, и, надеюсь, хоть чуть-чуть умнее. Мы еще не раз приходили и придем в эти края и, надевая спасательные жилеты, с трепетом и почтением будем приникать к живой воде этого грозного и прекрасного озера.

 

Алла Русанова