PR технологии по древнеримским рецептам

 

Часть 1.

Часть 2.

 

Обратим теперь внимание на изображение знаменитого Колизея на римских монетах. Колизей – средневековое название огромного овального амфитеатра, построенного при римском императоре Веспасиане(69-79) и Тите (79-81) из рода Флавиев, официально называвшимся поэтому, «Амфитеатром Флавиев».

 

Колизей на закате. Современное фото

 

Название же Колизей (Colosseum – колоссальный, огромный) перенесено с названия статуи императора Нерона (colossus- огромная статуя), находившейся рядом с самым крупным амфитеатром империи. Это был действительно огромный четырехъярусный амфитеатр с бесчисленным количеством арок, вмещавший не менее 50 000 зрителей. В одном из представлений при императоре Траяне на арене Колизея участвовало 10 000 гладиаторов. Торжества по случаю открытия Колизея состоялись в 80 г. и длились целых 100 дней, а в 80-81 г. императором Титом были выпущены монеты – сестерции с изображением Амфитеатра Флавиев.

 

pr-po-drevnerim-p2-02

Колизей на сестерции.

 

Так как в Риме плебс довольствовался стандартным требованием своей эпохи – «хлеба и зрелищ», постройка нового амфитеатра для жестоких развлечений народа добавляла немало популярности императору. Его рейтинг, говоря современным языком, молниеносно возрастал, но чтобы закрепить это в памяти поколений и как можно большее количество жителей империи известить об этом событии, лучшего способа, чем сделать это посредством монетной чеканки, и не придумаешь. Поэтому римские правители умело и эффективно используя информационный ресурс монетного обращения добивались достаточно высокого уровня популярности.

Монеты как средство пропаганды, расплываясь по всей обширной римской ойкумене, эффективно работали на экономику и торговлю, при этом повышая рейтинг императора и его наследников.

В эпоху поздней империи начинает ослабевать традиционная римская религия, на монетах все чаще вместо древних богов Рима появляются представители восточных культов. В этом случае монеты отобразили религиозные метания римского общества и его правителей перед принятием христианства как государственной религии. Например, Митра, Гелиос или Сол, которые отождествлялись с культом солнца – это один шаг к монотеизму.

Изображение Сола в лучевой короне держащего земной шар в руке и надпись «Солнце непобедимое» - одна из наиболее частых формул на монетах императора Константина Великого (307-337) .

 

pr-po-drevnerim-p2-09

Монета Константина. Солнце Непобедимое.

 

Император Константин знаменит и тем, что он основал новую столицу Римской империи Константинополь на месте города Византий (совр.Стамбул). Об основании новой столицы в 330 г. извещают медные монеты с изображением на лицевой стороне богини судьбы Тихе в воинском шлеме (покровительницы города) и круговой легендой Constantinopoli, а на реверсе богини Ники (победы) стоящей на носу корабля, чеканенные в том же 330 г.

 

pr-po-drevnerim-p2-08

Монета в честь основания Константинополя.

 

А монеты, чеканенные в 327-333 годах с изображением на лицевой стороне Ромы (богини-покровительницы Рима) и легендой URBS ROMA («город Рим») и на оборотной с изображением Капитолийской волчицы выкармливающей братьев Ромула и Рема - мифических основателей г. Рима, призваны были показать народу преемственность традиций и славы от Древнего Рима к Новому Риму - Константинополю.

 

pr-po-drevnerim-p2-07

Монета в честь Константинополя с Капитолийской волчицей

 

Но наиболее значительным событием IV века, бесспорно, является Миланский эдикт 313 года, изданный императором Константином после победы над узурпаторомМаксенцием (306-312).

Как повествует предание, перед решающей битвой Константин увидел в небе знамение креста и приказал начертать своим воинам подобное изображение на щитах, в итоге войска Константина одержали победу в решающей битве у Мульвиева моста через реку Тибр. Эта победа обеспечила Константину контроль над всей Италией. А Миланский эдикт 313 года разрешил христианское вероисповедание, предопределив дальнейшее усиление влияния христианской церкви на историю европейской цивилизации.

И эти события также оставили свой след на монетах. Среди сюжетов монетной чеканки IV века появляются изображения и христианских символов.

 

pr-po-drevnerim-p2-15

Христограмма.

 

Это монограмма Христа (Христограмма или хризма) из греческих букв Х и Р. Она присутствует на монетах со времени Константина Великого как украшение шлема или на Лабаруме.

Лабарум – императорское знамя с Христограммой можно видеть на монетах сыновей Константина, и всех последующих императоров IV века.

 

pr-po-drevnerim-p2-13

Монета с Лабарумом.

 

На монете императораМагнеция (350-353) христограмма занимает все поле оборотной стороны монеты, по бокам ее помещены греческие буквы «альфа» и «омега» как символы начала и конца (эти символы можно встретить в книге Нового Завета «Апокалипсис»).

 

pr-po-drevnerim-p2-05

Император Магнеций. Христограмма.

 

В это же время появляется на монетах изображение Креста как символа распятия. Эти изображения станут наиболее частыми в эпоху средневековья, когда в Европе господствовало христианское, церковное мировоззрение, пронизавшее все сферы жизни, в том числе и оказавшее влияние на чеканку монет.

Сам Константин, несмотря на симпатии к христианству, за всю свою жизнь так и не смог отказаться от внешних проявлений языческого культа и культа Митры-Гелиоса. Известна монета, чеканенная в Александрии сразу после смерти императора Константина, где на оборотной стороне изображен «апофеоз» - принятие в сонм языческих богов императора – колесница, возносящая умершего Константина на небо, а легенда на лицевой стороне монеты называет его DV CONSTANTINVS – (DV - Divus - божественный). Последние монеты такого типа чеканились в память императора Константина I как прощальная дань языческим традициям Древнего Рима.

 

pr-po-drevnerim-p2-06

Апофеоз Константина. Вознесение на небо.

 

Историки и нумизматы уверены, что в императорском Риме монета являлась не только средством платежа, но также и своеобразным орудием государственной пропаганды. Многие исторические события нашли свое отражение в сюжетах для монетной чеканки. Как правило, лицевую сторону монеты занимал портрет в профиль императора в лавровом венке или лучевой короне. А на оборотной изображалось божество римского пантеона или фигура, символизирующая собой, какую либо положительную сторону правления императора (Согласие, Богатство, Надежду, Веселье и т.д.)

Иногда на оборотной стороне изображались поверженные враги, или земли завоеванные императором. Таким образом, подданные империи получали самую свежую информацию о политической и военной ситуации в Римском мире. Информационная сеть, состоящая из обращавшихся на рынках римских монет охватывала практически все провинции на территории Европы и Средиземноморья, вплоть до Ближнего Востока, рек Тигр и Евфрат! Настоящая «всемирная паутина»!

 

pr-po-drevnerim-p2-12

Побежденные варвары.

 


Выполнив свою функцию как средство массовой информации, монеты осели в кладах или покинули пределы Римской империи, и теперь это ценнейший, очень важный источник информации для археологов и историков. В монетном металле сохранились имена и титулы императоров, стертых временем со страниц манускриптов и забытых потомками, а монеты все еще хранят память об их военных походах, победах и свершениях!

Алексей Фоминых