Незолотые сокровища Крыма

 

Шел 1941 год. Грянувшая война разрушила судьбы, надежды, жизни… Крыму грозила оккупация. В преддверии этого с полуострова массово вывозились ценности из местных музеев.

Но, как это всегда бывает, несогласованность в работе, плохо организованная, а иногда и преступная деятельность многих чиновников приводили к тому, что многие ценности всё ещё оставались в Крыму.

Хуже дело обстояло с частными коллекциями. Хотя коллекционеров с большими частными коллекциями в Крыму было немного, почти все они столкнулись с проблемой вывоза своих коллекций. В первую очередь, из-за того, что перед оккупацией Крыма с полуострова не было как таковой массовой эвакуации людей. И большая часть жителей остались у себя дома.

Так же получилось и у одного из жителей Ялты, некоего Жмурко (фамилия изменена). В армию он не попал, так как и возраст уже был приличный, и здоровье плохое. Не был он также ценным специалистом, который мог попасть в число эвакуированных. В общем, суждено ему было оставаться в Крыму. Ещё до 1917 года этот Жмурко служил чиновником в одной организации, которая занималась архивацией предметов искусства. На фото он крайний слева.

 

nezolotye-01

 

Вот там, видимо, он и «погрел руки», собрав таким образом коллекцию картин, эстампов, графики, книг, столового серебра… Больше всего в его коллекции было работ Константина Богаевского - талантливого художника, чья жизнь трагически оборвалась в 1943 году.

 

nezolotye-02

Художник Константин Богаевский (слева) и поэт Максимилиан Волошин (справа)

 

Он погиб во время бомбёжки советской авиацией города Феодосии. Работы Богаевского в творческой среде толковались по-разному. Одни считали их бессмертными шедеврами, другие — творениями бездаря. Но, в любом случае, они, по мнению критиков того времени, плохо вписывались в экспозиции, и потому либо размещались в маленьких провинциальных музеях, либо вообще пылились в запасниках, мало кого интересующих.

 

nezolotye-05

Богаевский К.Ф. Корабли. Вечернее солнце. 1912 г.


Жмурко, вероятно, был один из тех людей, кто тащил всё, что плохо лежит. Вот он и натащил к себе в закрома то, на что другие не обращали внимания.

Но теперь перед ним стояла задача уберечь своё добро! Даже без ценностей и то покинуть Крым в преддверии оккупации было сложно. А уж с целой коллекцией разной старины - и подавно.

Тогда он решает переправить свои сокровища в село Коккозы, ныне Соколиное. Это поистине крымская глубинка и сейчас, а уж в те времена это была далёкая горная крымская деревушка. Впрочем, небедная и со своей богатой историей.

В этой деревне у Жмурко были какие-то родственники, и у них он и надеялся спрятать нажитое годами.

Родственники этого Жмурко занимались торговлей, и, скорее всего, у них и у самих было, что прятать в те смутные времена. Визиту своего дальнего родича, по воспоминаниям сестры Жмурко, они не очень были рады. Но приютили его на пару дней. Вернулся он обратно в Ялту уже налегке, без своей коллекции. А дальше начинается самое интересное…

Прошла немецкая оккупация. Крым снова стал нашим. Началась жестокая, в некотором смысле не безосновательная «чистка» местного населении. К сожалению, среди местных было немало тех, кто во время немецкой оккупации не просто работал на немцев, но и активно им помогал в борьбе с партизанами. Сейчас трудно определить степень вины родственников Жмурко, проживавших в Соколином, но они были арестованы и дальнейшая их судьба неизвестна. По воспоминаниям сестры Жмурко, во время обыска у зажиточных родственников не было найдено почти ничего ценного! Вероятно, они почти всё успели припрятать, надеясь «пересидеть» время «чистки».

 

nezolotye-03

Ныне почти разрушенный дом родственников Жмурко

 

Можно предположить, что коллекция Жмурко была конфискована. Тем более что, по словам сестры, деревенские родственники вообще не видели никакой особой ценности в картинах, считая их бесполезным хламом, а значит, могли особенно не заботиться о тщательном её сокрытии. А пришедшие с обыском всё забрали. Однако, после следовавших затем событий можно сделать предположение, что коллекция не попала в руки чекистам.

Дело в том, что через пару лет после того, как эту семейку арестовали, совершенно случайно местные ребятишки, игравшие в саду дома, в котором отсутствовали хозяева, в куче старых досок нашли небольшой чемоданчик, доверху набитый старыми письмами, фотографиями, документами и графическими и акварельными работами небольшого размера.

Четыре работы, как потом оказалось, были написаны Богаевским. Впоследствии две из них были отправлены в экспозицию музейного комплекса Ханского дворца в Бахчисарае. Значит, содержимое этого чемоданчика (или часть содержимого) принадлежало Жмурко?
Всё по тем же воспоминаниям сестры Жмурко, её братом было вывезено в горную деревушку пять больших чемоданов! Где же всё остальное?

Время, скажете вы, стёрло все следы. А вот и нет!

Примерно лет десять назад при ремонте одного из горных участков дороги был найден хорошо оборудованный схрон, в котором находились два больших чемодана. В них обнаружили множество серебряных столовых приборов, тщательно упакованный фарфоровый сервиз старинной работы и несколько десятков художественных работ. Графика, пастель, акварель. Большая часть из них - без автографов. Но среди тех, которые были подписаны, были и работы Богаевского!

Так что же получается, что Жмурко по дороге в Соколиное часть своего добра спрятал в заранее приготовленном месте? Или эта идея возникла у него спонтанно? А может быть, его деревенские родственники отказались «приютить» сокровища, и Жмурко спрятал их по дороге обратно в Ялту? А в Соколином так, оставил мелочёвку?

На данный момент всё это только вопросы. Но два найденных чемодана даёт серьёзную надежду на то, что и остальное еще где-то лежит, хорошо упакованное и тщательно замаскированное.

И хотя в этих чемоданах не было ни золота, ни драгоценных камней, стоимость и историческая, и материальная, по нынешним временам, того, что там было, не малая. Сейчас любая из работ Богаевского оценивается многими тысячами долларов!

 

nezolotye-04

Этюд Богаевского, найденный в одном из чемоданов. 

 

Поисковики, копари живут надеждой. Надеждой на нестандартные, интересные, исторически важные находки. В этом основной смысл поиска старины. А сокровища - это далеко не всегда золото и бриллианты. Бывает так, что листок бумаги с невзрачной с виду картинкой дороже злата и серебра. Потому что это часть нашей культуры!

И кто знает, может кто-то из нынешних копарей увековечит своё имя, обнаружив где-то хорошо спрятанные страницы нашего прошлого…

Дервиш