Незолотые сокровища Крыма
Шел 1941 год. Грянувшая война разрушила судьбы, надежды, жизни… Крыму грозила оккупация. В преддверии этого с полуострова массово вывозились ценности из местных музеев.
Но, как это всегда бывает, несогласованность в работе, плохо организованная, а иногда и преступная деятельность многих чиновников приводили к тому, что многие ценности всё ещё оставались в Крыму.
Хуже дело обстояло с частными коллекциями. Хотя коллекционеров с большими частными коллекциями в Крыму было немного, почти все они столкнулись с проблемой вывоза своих коллекций. В первую очередь, из-за того, что перед оккупацией Крыма с полуострова не было как таковой массовой эвакуации людей. И большая часть жителей остались у себя дома.
Так же получилось и у одного из жителей Ялты, некоего Жмурко (фамилия изменена). В армию он не попал, так как и возраст уже был приличный, и здоровье плохое. Не был он также ценным специалистом, который мог попасть в число эвакуированных. В общем, суждено ему было оставаться в Крыму. Ещё до 1917 года этот Жмурко служил чиновником в одной организации, которая занималась архивацией предметов искусства. На фото он крайний слева.
Вот там, видимо, он и «погрел руки», собрав таким образом коллекцию картин, эстампов, графики, книг, столового серебра… Больше всего в его коллекции было работ Константина Богаевского - талантливого художника, чья жизнь трагически оборвалась в 1943 году.
Художник Константин Богаевский (слева) и поэт Максимилиан Волошин (справа)
Он погиб во время бомбёжки советской авиацией города Феодосии. Работы Богаевского в творческой среде толковались по-разному. Одни считали их бессмертными шедеврами, другие — творениями бездаря. Но, в любом случае, они, по мнению критиков того времени, плохо вписывались в экспозиции, и потому либо размещались в маленьких провинциальных музеях, либо вообще пылились в запасниках, мало кого интересующих.
Богаевский К.Ф. Корабли. Вечернее солнце. 1912 г.
Жмурко, вероятно, был один из тех людей, кто тащил всё, что плохо лежит. Вот он и натащил к себе в закрома то, на что другие не обращали внимания.
Но теперь перед ним стояла задача уберечь своё добро! Даже без ценностей и то покинуть Крым в преддверии оккупации было сложно. А уж с целой коллекцией разной старины - и подавно.
Тогда он решает переправить свои сокровища в село Коккозы, ныне Соколиное. Это поистине крымская глубинка и сейчас, а уж в те времена это была далёкая горная крымская деревушка. Впрочем, небедная и со своей богатой историей.
В этой деревне у Жмурко были какие-то родственники, и у них он и надеялся спрятать нажитое годами.
Родственники этого Жмурко занимались торговлей, и, скорее всего, у них и у самих было, что прятать в те смутные времена. Визиту своего дальнего родича, по воспоминаниям сестры Жмурко, они не очень были рады. Но приютили его на пару дней. Вернулся он обратно в Ялту уже налегке, без своей коллекции. А дальше начинается самое интересное…
Прошла немецкая оккупация. Крым снова стал нашим. Началась жестокая, в некотором смысле не безосновательная «чистка» местного населении. К сожалению, среди местных было немало тех, кто во время немецкой оккупации не просто работал на немцев, но и активно им помогал в борьбе с партизанами. Сейчас трудно определить степень вины родственников Жмурко, проживавших в Соколином, но они были арестованы и дальнейшая их судьба неизвестна. По воспоминаниям сестры Жмурко, во время обыска у зажиточных родственников не было найдено почти ничего ценного! Вероятно, они почти всё успели припрятать, надеясь «пересидеть» время «чистки».
Ныне почти разрушенный дом родственников Жмурко
Можно предположить, что коллекция Жмурко была конфискована. Тем более что, по словам сестры, деревенские родственники вообще не видели никакой особой ценности в картинах, считая их бесполезным хламом, а значит, могли особенно не заботиться о тщательном её сокрытии. А пришедшие с обыском всё забрали. Однако, после следовавших затем событий можно сделать предположение, что коллекция не попала в руки чекистам.
Дело в том, что через пару лет после того, как эту семейку арестовали, совершенно случайно местные ребятишки, игравшие в саду дома, в котором отсутствовали хозяева, в куче старых досок нашли небольшой чемоданчик, доверху набитый старыми письмами, фотографиями, документами и графическими и акварельными работами небольшого размера.
Четыре работы, как потом оказалось, были написаны Богаевским. Впоследствии две из них были отправлены в экспозицию музейного комплекса Ханского дворца в Бахчисарае. Значит, содержимое этого чемоданчика (или часть содержимого) принадлежало Жмурко?
Всё по тем же воспоминаниям сестры Жмурко, её братом было вывезено в горную деревушку пять больших чемоданов! Где же всё остальное?
Время, скажете вы, стёрло все следы. А вот и нет!
Примерно лет десять назад при ремонте одного из горных участков дороги был найден хорошо оборудованный схрон, в котором находились два больших чемодана. В них обнаружили множество серебряных столовых приборов, тщательно упакованный фарфоровый сервиз старинной работы и несколько десятков художественных работ. Графика, пастель, акварель. Большая часть из них - без автографов. Но среди тех, которые были подписаны, были и работы Богаевского!
Так что же получается, что Жмурко по дороге в Соколиное часть своего добра спрятал в заранее приготовленном месте? Или эта идея возникла у него спонтанно? А может быть, его деревенские родственники отказались «приютить» сокровища, и Жмурко спрятал их по дороге обратно в Ялту? А в Соколином так, оставил мелочёвку?
На данный момент всё это только вопросы. Но два найденных чемодана даёт серьёзную надежду на то, что и остальное еще где-то лежит, хорошо упакованное и тщательно замаскированное.
И хотя в этих чемоданах не было ни золота, ни драгоценных камней, стоимость и историческая, и материальная, по нынешним временам, того, что там было, не малая. Сейчас любая из работ Богаевского оценивается многими тысячами долларов!
Этюд Богаевского, найденный в одном из чемоданов.
Поисковики, копари живут надеждой. Надеждой на нестандартные, интересные, исторически важные находки. В этом основной смысл поиска старины. А сокровища - это далеко не всегда золото и бриллианты. Бывает так, что листок бумаги с невзрачной с виду картинкой дороже злата и серебра. Потому что это часть нашей культуры!
И кто знает, может кто-то из нынешних копарей увековечит своё имя, обнаружив где-то хорошо спрятанные страницы нашего прошлого…
Дервиш
Комментарии
Картина и впрямь необычная, некоторая перегруженность деталями присутствует, но при этом всё равно притягивает взгляд.
Вот это особенно странно: даже безотносительно живописной ценности картины, видите ли, "плохо вписываются" в выставки. А интернета нету, на сайте не выложишь!
Ну и классическая ситуация: через многие годы картины оказались очень даже нужны и за хорошие деньги. Когда художнику уже ничего не надо.
Ну, там совсем другой стиль. Впрочем, почитал еще о творчестве художника - он много экспериментировал, и стиль менял очень сильно. Что-то лично мне показалось странным, а что-то прямо за душу взяло. А в графике так совсем по другому рисовал. И "Корабли " -одно из ранних.
Цитирую MrPokrovski:
Ну, упомянутый в статье Жмурко, тот что на фото, служил в организации по архивации как раз до революции.
буду на месте поспрашаю кого-нить на эту тему. а пока хочу познакомится с автором.
Оставить коммент