Крымская мозаика - 2. Исторические факты

 

Хочу рассказать вам о некоторых исторических моментах из жизни нашего полуострова. О Крыме написано много, но сколько бы о нём не писали, всегда есть то, что можно о нём узнать нового. Итак…

 

1. Римская дорога

 

Как ещё её называли – Календская тропа. Некогда соединяла Харакс на мысе Ай-тодр и Херсонес. Это были две основные римские военные базы на полуострове. В те далёкие времена римляне прославились тем, что в совершенстве умели строить военные лагеря, бани и дороги. Чтобы в осенне-зимний период не рисковать ни людьми, ни кораблями, переправляясь по часто штормившему морю, они построили дорогу, некоторые из участков которой неплохо сохранились до сих пор.

 

Сохранившийся участок Римской дороги.

 

На участке, где дорога проходит вдоль берега Чёрной речки, во время второй мировой немцами был построен мост, благодаря которому немцам удалось обойти Миекензиевы горы. Некоторые военныме эксперты считают, что именно это ускорило захват Севастополя. Место, удобное для постройки моста, немцам показали местные жители из числа татар, служивших у немцев. А партизанский отряд, который доложен был контролировать этот район, к сожалению, чаще отсиживался в лесу, что и позволило немцам в кратчайшие сроки и беспрепятственно построить мост.

Также на участке старой римской дороги сохранился Чоргуньский мост-акведук. Он был построен в 19-м веке по инициативе адмирала Лазарева. А длина всего водовода, частью которого и был акведук, составляла 18 километров. Вода по нему шла самотёком.

 

Остатки акведука 19-го века

 

2. Таврида

 

Все привыкли к тому, что Крым называется Крымом. И мало кто знает, что этому названию едва ли наберётся около ста лет. Крым (Кирим), можно сказать, современное тюркско-татарское название полуострова. На протяжении не одного века Крым назывался Тавридой, и в состав Российской империи полуостров вошел именно как Таврида, став Таврической губернией.

 

krym-mosaika-03

Карта Таврической губернии 19-го века

 

3. Севастополь и американцы

 

В период Крымской войны 1853 – 1856 годов, единственной серьёзной державой, продолжавшей дружить с Россией, остались…Соединённые Штаты Америки! Добровольцы из Америки, среди которых было много высокопрофессиональных врачей, помогали русским солдатам. Когда в Сан-Франциско англичане и французы затеяли банкет по поводу падения Севастополя, на него не пришел ни один из приглашенных американцев, а сам банкетный зал в пух и прах разнесла разгневанная толпа!

 

4. Солнечная энергия

 

В Крыму находится самая мощная в мире электростанция на солнечных батареях! Она была построена в 2011 году в селе Перово. Её мощность составляет более 100 МВт.

 

5. Землетрясения

 

Крым - довольно капризный в сейсмическом плане регион. Последнее серьёзное землетрясение произошло в 1927 году.
Именно это землетрясение упоминается в романе «12 стульев» Ильфа и Петрова. А ещё ранее было настолько мощное землетрясение, что обрушило значительную часть горы Демерджи, похоронив под скалами крепость Фуну и большое поселение. И кстати, до сих пор никто из копарей так ни разу и не смог добраться до исторических раритетов, лежащих под мощным слоем огромных каменных глыб. Да, камень лопатой не взять!

 

krym-mosaika-05

 

6. Первый автотурист

 

Сейчас автотурист в Крыму - обыденное дело. А кто был первым? А первым автотуристом в Крыму был венгерский инженер Геза Ковач. Прибыв в Крым, он стал колесить везде, где позволяли ему дороги. В то время в Крыму автомобилей было очень мало, и никто не мешал венгру разгоняться на полную мощность. Каково же было его удивление, когда на абсолютно пустой дороге его остановил жандарм, и оштрафовал его за превышение скорости! Таким образом, этот венгр стал ещё и первым оштрафованным в Крыму автомобилистом!

 

krym-mosaika-06

Николай II за рулём своего авто в Крыму.

 

А еще путешествовать по Крыму на автомобилях любили многие знаменитые и именитые личности. Пожалуй, самым венценосным из них был царь Николай II. Прибывая в Крым, он любил лично посидеть за баранкой своего любимого авто.

 

7. Симферополь - Ялта

 

Дорога из Симферополя в Ялту - это живописная трасса, широкая и удобная. Но так стало совсем недавно. До открытия в 1959 году новой трассы, поездка к морю была для многих тяжелым испытанием. Во многих местах серпантин был таков, что как говаривали местные татары – «Нос осла упирался в заднюю стенку арбы, которую сам же осёл и тащил!». На такой дороге у многих пассажиров не выдерживал ни нервы, ни желудок. А первый такой завиток был сразу же на выезде из Симферополя, ныне за остановкой Марьино. И называлось это место «Тёщин язык». Ну, а уж дальше таких языков было много - особенно сразу за Ангарским перевалом на спуске в Алушту.

Было на этой дороге немало оползней. С одной стороны дорога осыпалась вниз с обрывов, а с другой стороны на дорогу скатывались камни - иногда такого размера, что неделями загораживали и без того узкий проезд. Это сейчас такие валуны убирают быстро.

 

Участок дороги на ЮБК

 

Но даже когда эту дорогу сделали дорогой, всё равно нам нынешним трудно теперь представить, как можно было по узкому серпантину передвигаться вот на таких вот рейсовых автомобилях.

 

krym-mosaika-08

Междугородний дореволюционный транспорт Крыма

 

Удачи вам, современные автопутешественники!

Дервиш