Как Сибирь накрыла золотая лихорадка

 

Все началось в далеких 1820-ых, когда развернулось активное освоение Сибири переселенцами. Если раньше золото помаленьку намывало на реках коренное население, то в начале XIX века в Сибири появились первые русские "предприниматели". Купцы ринулись искать золото в Сибири, учуяв баснословные богатства.

Вот одна из показательных историй.

В 1827-ом году купец первой гильдии Андрей Попов и его племянник Федот прибыли в Сибирь, решив вложить капиталы в золотодобычу в Сибири. Но для этого надо было знать, где искать. Начали с известного старателя того времени Егора Лесного. Купцы пытались договориться миром. Но Лесной уперся, и, по-видимому, люди Попова перестарались и придушили золотодобытчика. Тайну, где ему удавалось отыскать много золота, он так и не открыл. Зато все рассказала его приемная дочь, и купец отправился налаживать добычу драгметалла на реке Берикуль.

Добыча золота, конечно, по нынешним временам не впечатляла, но всё же. Прииск Попова «Первая Берикульская площадь» в 1829 году дал 1 пуд 20 фунтов золота, в 1830 году — более четырех с половиной пудов, а в 1835 году добыча золота купцами Поповыми на Сухом Берикуле, Мокром Берикуле и нескольких других малых притоках Кии выросла до 16 с лишним пудов.

 

dobycha-zolota-v-sibiri-02

На одном из приисков.

 

Тут уже подсуетились другие компании. Подключились купцы Рязанов, Казанцев, Баландин. Но и Поповы на лаврах не почивали: загоняли людишек по всей округе. Так было открыто золото в Красноярском и Минусинском округах Енисейской губернии, в реках Урюп, Абакан, Июс и Казыр.

К 1831-му Попопвы владели аж 120 приисками. Другим владельцам принадлежали около 50 приисков в Сибири. Меж тем, открывались новые и новые месторождения. В реках Бирюса, по Верхней и Нижней Тунгускам, по Питу и их крупным и малым притокам. Золотой поток хлынул из Сибири.

 

dobycha-zolota-v-sibiri-01

На фото - добытое и тут же переплавленное в слитки золото.

 

А в Сибирь за золотом устремились люди. Началась настоящая «золотая лихорадка». Что до цифр, то вот они. К примеру, в 1834 году в Красноярске проживало 5936 человек. А в 1835-ом на прииски около Красноярска в Мариинской тайге нанялось 5927 человек! Правда, около 4,5 тысяч из них были ссыльными. Ну и обстановка тогда в Красноярске была соответствующей: показная роскошь, кутежи, карты, драки, воровство.

Золото же находили повсюду: почти в черте города! В Красноярске его можно было обнаружить на реке Бугаче, на Афонтовой горе недалеко от железнодорожного вокзала.

Показушность доходила до того, что местные промышленники делали из золота визитки. А один из самых успешных старателей Гаврила Машаров построил прямо в тайге огромный особняк со стеклянными галереями и оранжереей, где росли ананасы. А вот другого старателя, Никифора Сюткина, который отыскал самый большой самородок весом 36,2 кг, поговаривают, из-за золота и убили.

 

dobycha-zolota-v-sibiri-03

На фото - один из домов Гаврилы Машарова в Томске.

 

Но все когда-нибудь кончается, и «золотому» времени тоже пришел конец. В 1860-х истощились наиболее богатые месторождения, а хороших работников стало найти трудно: никто не соглашался на низкие зарплаты. Плюс расточительство и неумение грамотно управлять финансовыми потоками тоже сыграли свою роль. Так что промышленники один за другим начали банкротиться.

Но открытие золотых россыпей на Урале и в Сибири не прошло незамеченным. Зарубежные геологи принялись искать сходство геологической обстановки в своих странах. «Снежная цепь гор Калифорнии в ее минералогическом строении совершенно сходна с горными породами Сибири», — писал английский геолог Мерчисон (Murchison). И надо же, в 1848-ом было найдено золото в Калифорнии. Так началась знаменитая калифорнийская «золотая лихорадка»....

 

Для справки

 

1930-ый год стал годом окончательной ликвидации частной золотопромышленности в Сибири и на Дальнем Востоке. Сегодня также частным лицам запрещено добывать драгметаллы где бы то ни было. Разговоры о том, чтобы разрешить золотодобычу, ведутся давно, и ближе всего к разрешению Магаданская область.