Мой первый сплав на катамаранах. Часть 3

 

С вершины Красного Камня нам открылся удивительный и запоминающийся вид. Как на ладони просматривались устья рек, изгиб Чусовой, село Усть-Койва вдалеке, детский лагерь, переливающийся пестрыми футболками играющей ребятни. Вниз глядеть – дух захватывает, почти сто метров высоты!

Здесь нам устроили скалодром, что бы мы смогли ненадолго почувствовать себя настоящими скалолазами.

 

splav-na-katamaranah-p3-08

Скалодром.

 

После этого испытания вернулись в лагерь, отобедали и передохнули. После отдыха всех повели на экскурсию, где мы осмотрели Дыроватый камень – остатки от пещеры, один из гротов в скале, а также нам показали место с сохранившимися оттисками древних растений на скале.

 

splav-na-katamaranah-p3-09

У камня Дыроватого.

 

 

splav-na-katamaranah-p3-10

Грот рядом с Дыроватым.

 

На обратном пути зашли в сельский магазин. Отведать мороженого после 3 дней вдали от цивилизации – это смак. По возвращении на стоянку каждый занялся тем, что по душе: одни решили отоспаться, другие – делали бутерброды, третьи – просто не могли наговориться.

На следующее утро нас ждала река Чусовая – полная противоположность Койвы. Если последняя бурная, извилистая и узкая, то Чусовая широка, спокойна, часто имеет коридорное русло. Здесь уже пришлось всем в неторопливом темпе грести вёслами. И ввиду спокойного течения хорошо просматривалось дно, местами до 3 метров. А на своём дне река хранит много вещей, которые туристы-растяпы обронили. Посуда, ножи, фотоаппараты, телефоны, навигаторы – вот лишь малая часть того, что можно там обнаружить.

 

splav-na-katamaranah-p3-07

 

Пару кружек и чайную ложку всё-таки я ухитрился достать. Ради этого пришлось долго, непрерывно смотреть на дно, и едва заметив что-то необычное – сразу нырять. Одной из поднятых керамических кружек до сих пользуюсь - пью чай.

Река Чусовая не радовала отдыхом от гребли, зато впечатлила обилием экскурсий. Мы посмотрели на Поныш, где предполагалось строительство ГЭС руками политзаключенных, чуть ниже посетили искусственный грот, где даже остались ниши от закладываемой взрывчатки.

 

splav-na-katamaranah-p3-12

 

Данный грот в своё время использовался как холодильник для нужд лагеря заключенных (для каких именно – история умалчивает). И этого грота вытекает небольшой ручей, в котором мы пополнили запасы воды, а пройдя его до конца, можно увидеть в нише целое подземное озеро. Но лезть туда никто не стал, да и ниша маленькая, собака средних размеров с трудом пролезет.

Немного задержались на руинах самого бывшего политического лагеря, именуемого «Створ».

 

splav-na-katamaranah-p3-04

 

Конечно, мы не увидели каких-то скелетов, оружия и прочего, но посмотреть было на что.

Волонтеры на подступе к лагерю сделали небольшой мемориал погибшим, обложив его ржавыми пилами для лесозаготовки, колючей проволокой, ботинками, фонарями и прочими предметами быта зоны. Сама атмосфера этого места немного давила, но не уменьшала любопытство. В итоге обошли остатки зданий гаража, мастерской, бараков, КПП и даже морга.

Материал (кирпич) для строительства зданий изготавливался здесь же, о чём гласит клеймо на одном из кирпичей.

 

splav-na-katamaranah-p3-05

 

Переведя дыхание, мы спустились ниже по течению, дабы отобедать. После обеда в основном глазели по сторонам, проплывая мимо множества интересных каменных образований.

 

splav-na-katamaranah-p3-06

Обед после "Створа"

 

Наиболее запомнились камень Индеец, который принимал очертания профиля индейца лишь на пару секунд по ходу течения и камень Плакун, имеющий два грота на уровне воды, издалека напоминающих два грустных глаза.

Вблизи хорошо видно, как по стене сочится сверху вода, словно слёзы падают перед гротами. Отсюда и название данного природного памятника.

 

splav-na-katamaranah-p3-14

Плакун-камень.

 

Чуть ниже находится искусственный остров Исаковский, и после него снова - веселый перекат.

Спустя пару километров катамараны причаливают к правому берегу. Надпись на вывеске гласит, что здесь находится Голубое озеро. Повезло, что ясные дни стояли уже долгое время, и водоём встретил нас в голубом цвете. При пасмурной погоде мы бы увидели лишь большую коричневую лужу.

Озеро наполняется подводной рекой, поднимающейся с глубины более 50 метров. Вода холодная, пробирает аж до костей, но не искупаться в жаркий день – считай, поездка прошла зря. Освежает и бодрит не на шутку.

«Сразу после озера бегите в реку, и будет вам кайф!», - крикнул инструктор, и мы тотчас последовали его совету. Разница температур очень ощутима, зайдя в реку, мы почувствовали себя в бассейне с горячей водой. Не будь этого купания в двух водах, ощущения были бы намного прозаичнее.

 

splav-na-katamaranah-p3-03

Голубое озеро.

 

Последняя остановка на ночёвку была на поляне рядом с Малыми Глухими камнями. Глухими, потому что от этих камней не шло эхо, звук словно впитывается в них. На последней остановке мы также посетили множество удивительных мест. Сначала побывали на стоянке древнего человека.

 

splav-na-katamaranah-p3-16

На месте стоянки древнего человека.

 

Это объемная пещера, которая закрыта горами и лесами от ветров, также можно взобраться ещё выше, на самую вершину горы и хотя из-за леса не видно реки, но зато, насколько хватает взгляда, простираются лесные массивы.


Самой незабываемой была экскурсия в пещеру Семеновскую. Вообще у этой пещеры множество названий – пещера Ермака, Глухая, Семеновская. Уже на спуске к ней ощущается понижение температуры воздуха. В глубину пещера уходит больше чем на 50 метров. После первых 20 метров движение без искусственного освещения невозможно.

 

splav-na-katamaranah-p3-17


Благо, с моим Армитеком (фонарь Armytek) всё было видно, как на солнце.

Пол покрыт отколовшимися большими камнями, местами приходилось проявлять немалую сноровку, чтобы дойти до конца, так как камни имели острые углы и скользкую поверхность. Заканчивалась пещера крутым подъёмом и узким лазом. По слухам, этот лаз имеет в длину больше 25 метров, но проверять мы не стали. Выйдя наружу, вновь почувствовали разницу в температуре, словно из холодильника зашли в баню.

Обойдя все доступные достопримечательности, занялись заготовкой дров. Снова повалили сушину и распилили на чурки. Часть чурок приспособили в качестве сидений для бивака, остальные Константин доверил расколоть мне и вручил на удивление легкий (в сравнении с обычными) топор.

Сбоку читалось название Fiskars, первый раз такой в руках держал. На мой вопрос, точно ли им можно колоть дрова, Костя рассмеялся и сказал: «Коли смело, это песня, а не топор!». Спустя пару минут поленница была готова. А колоть и правда было легко, спина ни капли не устала, а сам топор сидел в руках как влитой. После работы я с сожалением вернул инструмент со словами: «Этот топор не песня… Это шлягер!» - и получил одобрительный кивок инструктора.

Почти до утра мы просидели у костра, уплетали ужин, который был приготовлен с запасом, пели песни и рассказывали истории из жизни.

Несмотря на недосып, все встали очень легко, немного просушив от росы палатки, собрали лагерь и двинулись на катах (катамаранах) в сторону города Чусового. Никто особо не грёб, расстояние до города было всего 10 км, причалив на конечную, мы помогли погрузить снаряжение в грузовик. Часть группы сразу же уехала на заказанном транспорте, а наши девчонки остались в городе.

Мы с другом на грузовике со снарягой отправились за машинами. Поначалу пришлось привыкать к управлению, но через пару километров всё вошло в свою колею, и, подобрав наших попутчиц, отправились в сторону заката, домой, к будничным делам и заботам.

 

splav-na-katamaranah-p3-18

Дорога домой.

 

Теперь нам было, что рассказать близким, к тому же мы могли похвастаться отменным загаром и отличным настроением.

С тех пор каждый год, если этому не препятствуют обстоятельства, мы сплавляемся по разным рекам, но это уже совсем другая история, ведь наш самый первый сплав на катамаранах навсегда останется самым первым!

 

Александр Собенин