Мой первый сплав на катамаранах. Часть 1

Рано или поздно всем любителям путешествий и туризма хочется какого-нибудь разнообразия. Так и нашей группе единомышленников надело топтать землю ногами, таскать рюкзаки, и мы решили опробовать сплав по речкам Пермского края. Выбрав турпроводника, оплатив мероприятие, погрузили вещи в машины и с раннего утра отправились к месту сбора.

Расстояние в 425 км по автотрассе пролетело почти незаметно. Обе машины, в которых разместилась группа, были заполнены «под завязку», веселые разговоры, рация для общения между собой – так на позитиве и доехали от родного Афанасьево до села Кусье-Александровское.

Ехали налегке – спальники, коврики, палатки, провизию и прочее снаряжение обещали выдать на турбазе, с нас - только личные вещи.

Прибыли.

Турбаза располагается напротив удивительного природного памятника - Богатский Камень.

splav-na-katamaranah-04

Богатский камень

Нас радушно встретил инструктор Константин Винокуров и устроил группу в своеобразных бунгало с мягкими постелями, хотя должны были отправиться в путь по реке почти сразу же.

splav-na-katamaranah-02

С инструктором Константином

Но инструктор пояснил, что часть группы из Удмуртии задержалась и поэтому придется подождать следующего дня. После обеда нас сводили к одной из местных достопримечательностей – это камень Малый Шайтан, куда пришлось карабкаться при помощи всех четырёх конечностей по острым камням.

Зато сверху нам открылся бесподобный вид на округу! Все были в восторге, одна девушка из наших сказала: «У нас-то в Кировской области нет таких чудесных мест», на что инструктор усмехнулся и ответил: «То ли ещё будет, друзья!»

По возвращении всех вкусно накормили в столовой ужином и дали условный «Отбой».
Но какой тут сон! Мы ещё не отплыли, а нас уже переполняют эмоции! Полночи мы наперебой обсуждали увиденное и делились впечатлениями.

С утра, за завтраком, мы заметили, что группа пополнилась новыми лицами, познакомились, оказалось, что это наши новые друзья из Удмуртии. Быстро закончив завтрак, получили инструктаж, нам рассказали о будущем маршруте – 6 дней по рекам Койва и Чусовая, с днёвкой на устье этих рек. Но сначала – экскурсия по местным достопримечательностям.

splav-na-katamaranah-06

Бывшая алмазная фабрика

Оказывается, ныне небольшое и бедное село было ранее довольно крупным промышленным центром. Кроме навесного моста и дамбы с водопадом мы осмотрели руины бывшей алмазной и текстильной фабрик.

А уже после обеда стали собираться в путь, пора было отчаливать. Нас ждал маршрут общей протяженностью 83 км.

splav-na-katamaranah-01

Сборы перед походом

Рюкзаки и прочие пожитки пришлось тащить лишь от багажника машины до берега. «Хорошо, однако» - подумали бывалые «пешеходы».

Стаскав вещи и снаряжение на катамараны, вкратце ознакомились с управлением доселе неизвестного транспортного средства. Ну, как говорится, «Лёд тронулся».

splav-na-katamaranah-03

Наша команда

Первым шёл катамаран с инструктором на борту, за ним, как утята за мамой, двигались по цепочке все остальные, наш катамаран замыкал строй. Правда, по неимению опыта первые два часа нас крутило и вертело то вокруг оси, то от берега к берегу. Катамаран - такая штука, не сразу слушается рулевого, а лишь через паузу, что нас, «водителей», сильно поначалу сбивало с толку. Но всё приходит с опытом, и уже к первой остановке мы двигались более-менее уверенно.

До неё нас на пути встретил камень Стрельный. Здесь Койва образует крутой заворот больше 90 градусов. На левом ее берегу, в этом завороте, обнажаются плотные известняки, белые или серые, образующие живописные утесы камня Стрельного. Отчего он так назывался – есть две версии.

splav-na-katamaranah-05

Стрельный

Первая – известняковые обнажения некогда имели форму стрелы, вторая – историческая. На реке Койве раньше ходили огромные барки с грузом и ввиду сложного русла часто разбивались.

Поэтому, как только у данного камня благополучно проходила одна барка, то стоявшая на вершине камня пушка производила выстрел, как знак того, что следующей барке можно выдвигаться.

После Стрельного нас ждали первые перекаты – волнистые образования, на которых катамаран прыгал, словно вот-вот перевернется, а сама река щедро угощала всех брызгами. Да, таких эмоций в пешем походе не поймаешь! И не успели эти эмоции угаснуть - как уже остановка.

А на ней нас ждала «Печка», скалистое образование, имеющее форму почти как у русской печи, уходившее вглубь примерно на 10 метров. Ввиду особенностей течения и русла, подбирались к «Печке» используя свежеприобретённые навыки управления. Посетив эту достопримечательность и сделав фото на память, отправились дальше.

splav-na-katamaranah-07

Печка

Впереди нас ждали горные пейзажи, на которые любоваться одно наслаждение. Грести особо не приходилось, течение само несло катамаран, а всё управление было на рулевых сзади, дабы нос смотрел строго по курсу. Да и рулевые, приноровившись к тонкостям управления, особо не утруждались. Все грелись на августовском солнышке, пели песни и фотографировались.
Время близилось к вечеру и вскоре мы прибыли к месту первой ночёвки.

splav-na-katamaranah-09

Место называется Лотари, до середины 50-х годов прошлого века там находился выселок спецпоселенцев Лотари. Селения уже давно нет, а наименование осталось. На подъезде к нему красуется Родничный Камень – самый мощный утёс Койвы на нашем маршруте.
Все как пчелы жужжали, что неплохо бы туда взобраться и посмотреть с него. Но инструктор сообщил, что на него экскурсия будет утром. Что ж, «паркуемся», разбиваем лагерь, готовим дрова.

Обычно в поход мы брали пару топоров, и их стук с полчаса оттягивал разведение костра. Здесь всё было иначе, Константин, лихо достав из чехла бензопилу, свистнул пару мужиков и отправился в лес. Уже через 15 минут дров было на всю ночь, на утро и ещё про запас. «Хорошо, однако, не то, что в пешем походе», - подумали мы. Здорово же вкушать пищу, приготовленную своими руками, на костре, да с котелка... Ради одного этого стоило ждать отпуска.

В дальнейшем возникли трудности с установкой палаток. Обычно мы использовали дешевые китайские палатки либо старые добрые советские двухскатки.

А тут даже слово на чехле «Nova Tour» ввергло нас в недоумение. Инструктору объяснили, мол, у нас в деревне такого и не купишь, да и бюджет наш не позволял подобную роскошь брать.

В течение пары минут Константин показал, как собирать наши временные жилища. Тамбур, плотные швы, тент поверх палатки – всё это для нас было почти в диковинку. Отлично - вновь порадовались кировские ребята. То, как спалось в просторных, плотных палатках, в теплых спальниках (всё-таки у реки в августе ночью прохладно) – непередаваемо.

Что удивило, цены на всю снарягу «Nova Tour» оказались вовсе не космическими, как мы ожидали. Не самая дешевизна, конечно, но вполне доступно и нам, сельским жителям. Зато какое качество!

После завтрака мы отправились на обещанную и долгожданную экскурсию. Сложным и не быстрым оказался подъём, некоторые даже хотели спускаться обратно к лагерю, но под общие восклицания «Да ты что?! Давай вперёд!» вся группа оказалась наверху. И увиденное превзошло все ожидания – на сотни километров виднелось лесное покрывало Урала, а русло реки словно ручеек, на котором другие катамаранщики казались игрушечными. Естественно, мы их стали восторженно приветствовать, дабы хоть как-то выплеснуть эмоции. А в ответ помимо радостного приветствия слышалось не менее радостное - «Катамаранщики – дураки!». Мы уставились на Костю - это что за дела?

splav-na-katamaranah-08

На что инструктор усмехнулся и пояснил, мол, это такое своеобразное приветствие всех катамаранщиков и никакого оскорбления в себе не несёт. Естественно, мы тоже крикнули им такое же своеобразное приветствие и в ответ получили восторженные крики, нам помахали руками, пожелали удачи и поплыли себе дальше. «Интересно, однако»? - подумали мы и продолжили экскурсию.