Легенды Вятского края.
«Своя своих не познаша».Часть 2
«Пару лет назад траншею рыли для теплотрассы у оврага, так натолкнулись на фундамент часовни, а уж костей было!..» Из разговоров. Киров, 1988 год
Когда именно на берегу Раздерихинского оврага рядом с «убогим домом» была построена деревянная часовня, никто точно не знает. В начале XIX века в ней стоял памятный крест с вырезанной на нём датой – 1592 год. Надпись на обратной стороне креста сообщала о том, что он поставлен при царе Феодоре Иоанновиче и патриархе Иове. По преданию, крест установил сам Трифон Вятский Чудотворец.
В 1866 г. по инициативе вятского губернатора взамен ветхой деревянной часовни российский архитектор Николай Александрович Андриевский составил проект каменной, и после длительной волокиты в 1875 г. она была, наконец, построена.
С панихиды в этой часовне в четвертую субботу после Пасхи начинался Вятский праздник «Свистопляска». В палатках торговцев, что стояли у ограды Александровского сада, продавались сладости и игрушки. Мастера слободы Дымково продавали глиняные свистульки и глиняные шарики (шарыши). Стоявшие наверху горожане скатывали или просто кидали их на дно оврага. А внизу бегали мальчишки и подбирали уцелевшие шары, чтобы потом вернуть их торговцам, а вырученную мелочь обменять на лакомства. Непременным атрибутом праздника были кулачные бои, борьба, обильные возлияния.
В русском языке свистопляска - хаос, неразбериха и беспорядок. Знамо дело, вятские с этим не согласны. Вот какие строки принадлежат писателю-краеведу Всеволоду Лебедеву: «Когда попадаешь на площадь в окружении свистящих людей, кажется, что идешь по воздуху. Лица у всех улыбающиеся, они бережно прикладывают к губам свою свистульку». Сочетание скорби и веселья, даже разгула не вызывало осуждения, а воспринималось как должное: этим думали парализовать смерть и утвердить жизнь.
Дымковские игрушки. Композиция "Ярмарка". Кировский музей Дымковской игрушки.
От названия праздника происходит одно из старинных, почти позабытых сегодня, прозвищ вятчан — свистоплясы.
Долгое время власти Хлынова оставались безучастными к празднику Свистопляски. В 1658 году с открытием Вятской и Великопермской епархии, центром которой стал Хлынов, положение изменилось.
Борьба с "языческими пережитками" Свистопляски растянулась на многие годы и увенчалась первыми достижениями только на рубеже XVIII и XIX веков, когда главный акцент праздника был перенесен с "тризны и игрищ" на церковную панихиду.
Но даже в 1838 г. вятский семинарист Фёдор Пинегин с негодованием писал: «К стыду вятчан, очень немногие из них отдают христианский долг усопшим. Напротив того, каждый … почитает обязанностью каждогодно побывать на Свистопляске, а с какой целью?.. Чтобы только посмотреть на безобразных глиняных статуй, продающихся на том месте и полюбоваться игрой мальчиков на свистках, делаемых также из глины, а некоторые приходят туда совершенно с противными христианству и гнусными целями»
Примечательно, что именно тогда же, на рубеже XVIII и XIX веков, овраг стал называться Раздерихинским. Это – искажённое, ошибочное название. Легенда историческая породила за собой топографическую.
Исконное, многие века хранимое народом название – Вздерихинский ("Болше Вздериха Врагъ"). Так он назван на плане 1759 года.
Топографы в старину следили за правильностью названий очень строго. Если возникало малейшее сомнение, они опрашивали старожилов.
По словарю Владимира Ивановича Даля "вздираться" означает "взбираться, влезать с трудом по неудобному месту". Словарь русского языка ХVIII века приводит такое же определение: "взодраться, вздираться - с трудом, с усилием подняться вверх" (пример: "Взодраться на вершину горы"). Короткая и меткая характеристика оврага, по дну которого издревле и сами вятчане, и гости поднимались в город.
Когда в 1830-е годы выравнивали дно, чтобы проложить ровную дорогу, на крутом повороте землекопы сняли до трех метров глины.
В XVIII – XIX веках квартал в вершине Раздерихинского оврага назывался Старыми Ямами, в память о бывшем там прежде «убогом доме» (вообще на Русском Севере «ямой» исстари называли могилу без христианских символов - как известно, в божедомках крестов не ставили).
На Старых Ямах в 80-х годах XVIII века жил дед композитора Петра Ильича Чайковского – штаб-лекарь П.Ф.Чайковский. А рядом с его огородом был двор первого профессора Хлыновской славяно-греко-латинской школы Михаила Евстафьевича Финицкого.
В XVII веке в вершине Большого Раздерихинского оврага стояла проезжая Пятницкая башня посада. Дорога через неё выводила по дну оврага на перевоз.
В ХIХ веке рядом с устьем оврага была выстроена пристань. Ломовые извозчики на телегах поднимали наверх, к купеческим лабазам сотни и тысячи пудов доставляемого в Вятку речным транспортом товара. Этим же путем попадали в город те, кто прибывал на пассажирских пароходах или на пароме с другого берега реки. В ХХ веке телеги потихоньку сменились грузовиками, а коляски извозчиков - такси и автобусами.
По Раздерихинскому спуску в прежние времена проходил и Великорецкий крестный ход.
Проводить в село Великорецкое икону святителя Николая выходил весь город. Склоны оврага были облеплены массой народа: здесь толпились и богомольцы со всех концов губернии, и просто зрители (из господ), пришедшие поглядеть на праздничное церковное шествие.
В наши дни Раздерихинский овраг – короткая, без домов, улица. От старой пристани остались лишь каменные постройки на берегу.
В 2010 г. старинный праздник Свистопляски был возрождён под названием «Фольклорный праздник «Вятская Свистунья». Отмечается он в День города – 12 июня. Глиняные расписные игрушки и свистульки – самый ходкий товар на веселой ярмарке.
И конечно, непременным атрибутом Вятской Свистуньи является ежегодная красочная реконструкция «Битвы вятчан с устюжанами в Раздерихинском овраге», которую разыгрывают участники исторических клубов.
Легенды продолжают жить.
Елена Анфилатова
По материалам Кировского Краеведческого музея,
А.Г.Тинский «Вятская мозаика» - Киров, 1994 г
Д.М.Захаров «Серебряная Вятка» - Киров, 1990 г
//tornado-84.livejournal.com
//www.vstrana.ru
Комментарии
про любой край историй интересных немало
очень, каждый раз от корки до корки читаю
Все его положение как бы выражает эмоцию "Ну как-то вот так, да". И плечами пожимает, и руками разводит
ну извини, фейерверков еще не придумали к тому времени У китайцев может и были уже, но у нас нет
Они цветные, полые, с чем-нибудь звенящим внутри. К тому же, если человек 100 их кидало, это наверное было похоже на бегущую мозаику. Вкупе с тем, что все вокруг галдят, свистят, даже шарики катать весело
странная развлекуха была в древности
это повсюду так
Оставить коммент