Как копейка рубль сберегла. Часть 5


Современная копейка, с точки зрения денежной стоимости - единица, скорее, счетная, а вот реальная ее прабабушка - «чешуйка» - объект, привлекательный для коллекционеров и кладоискателей.

Особенными были копейки царя Бориса Годунова. Изображенный на аверсе всадник по-царски богато разодет, на голове видна шапка Мономаха, а с боков представлены две буквы – «Б» и «О». Это означает «Борис осподарь».

 

kopeika-history-p5-04

Копейка времен Бориса Годунова.

 

Изображение всадника дало основание исследователям считать эту копейку редким случаем, когда на монету попало относительно достоверное изображение царя. На реверсе не менее пышно утверждается надписью «Царь и великий князь Борис Федорович всея Руси». Этот титул еще раз подчеркивал законность власти правителя, не являвшегося прямым потомком династии Рюриковичей.

Вот такое царское «самоутверждение» с помощью монетной чеканки. Поэтому в некоторые периоды копейка была и своеобразным средством массовой информации, доносила не только сведения о новом царе, но и то, как он выглядел на московских торжественных выездах. Таким образом, на серебре царя могли увидеть подданные и в самых удаленных уголках страны, в том числе и в городе Хлынове на Вятской земле, где копейки Бориса Годунова, между прочим, не такая уж редкая находка.

 

kopeika-history-p5-03

Царь Борис Годунов (период правления - 1585-1598 гг.)

 

Многие из монет обрели свое место в украшениях национальных костюмов удмуртов и марийцев, проживающих в нашем многонациональном крае.

Кладов серебряных копеек XVI-XVII веков немало встречается на просторах нашей страны.

Смута, интервенция поляков и шведов, непосильное бремя налогов и поборов в казну, большое количество разбойников на дорогах – все это заставляло крестьян, купцов и посадских ремесленников скрывать свои сбережения «на черный день» в «земельном банке».

Поэтому у внимательного и вдумчивого кладоискателя всегда есть шанс на интересные находки. Крупные купеческие клады и скрытые в земле торговые капиталы прошлого чаще обретаются по окрестностям старых дорог и на пересечениях путей.

Например, клады монет Ивана Грозного найденные в Вятской земле группируются вокруг двух торговых путей. Один из них - в Пермскую землю, он шел по рекам Вятке и Каме; другой - по сухопутному пути в Казань.

 

kopeika-history-p5-01

Копейка времен Ивана Грозного.

 

Большинство кладов «чешуек» тяготеют к отрезку Нижней Вятки, откуда начиналась древняя сухопутная дорога через город Арск и далее в Казань. Вятские купцы попадали в этот район по реке Вятке, а русские купцы из центральных земель -через Нижний Новгород.

При этом названия многих населенных пунктов, в которых были обнаружены клады монет Ивана Грозного, имеют финно-угорское происхождение. Можга, Шурга, Талагурт, Иж. Возможно, это клады русских купцов, пытавшихся торговать с удмуртами и марийцами, населявшими эти места.

Часть из них могут быть кладами и представителей местных племен, для которых русские серебряные монеты представляли категорию престижных ценностей. Обилие кладов, скрытых местным финно-угорским населением, может объясняться завоеванием войсками Ивана Грозного Казанского ханства. Тогда местные племена встали на сторону Казанского хана. Поэтому приход русского войска и колонизация этих земель могли также стать причиной сокрытия богатств.

 

kopeika-history-p5-02

"Сабельная деньга" времен Ивана Грозного.

 

Клады второй половины XVI-го века на территории Вятско-Камского междуречья непосредственно связаны с постройкой на этих землях первых русских крепостей и появлением русских поселений. В частности, клад, найденный около села Сарали Трехсвятской волости Елабужского уезда, состоящий из 1000 серебряных монет Ивана Грозного и датированный 1560-70 годами, стал самым крупным кладом в этой местности.

И этому есть объяснение в истории. Слобода Трехсвятская - позднее город Елабуга - это укрепленное русское поселение, основанное на берегу реки Камы на месте городка казанского ханства Алабуги во второй половине XVI-го века.

Каждый клад - это яркий след исторических событий, сотрясавших этот край около 500 лет назад, своеобразная летопись в металле!

 

Продолжение следует…

Алексей Фоминых