Крым - Бешуйские копи

 

Крым, конечно, не угольный край, но уголёк всё же здесь есть… Когда и кто открыл месторождение угля в Крыму, неизвестно. Впервые об этом пишет Паллас, указывая на месторождения угля в верховьях реки Альмы.

Доподлинно известно, что промышленную разработку начали в 1919 году. Барон Врангель, думая, что Крым станет оплотом белого движения и просуществует в таком виде не один год, приказал начать строительство узкоколейки для вывоза добытого угля. Крым тогда был изолирован от Донбасса, так что собственное топливо являлось насущной необходимостью.

Врангель считал (и писал об этом), что бешуйский уголь - высокого качества. На самом деле это не так, качество угля низкое. Уголь давал большую зольность и горел коптящим пламенем. Но на безрыбье…

 

Дело у барона не ладилось. Разного рода вооруженные банды, в большом количестве расплодившиеся в Крыму, отнюдь не способствовали нормальному развитию предприятия. Но главную проблему создал отряд матроса Мокроусова.

Высадившись на берег вблизи местечка Капсхор 23 июля 1920 года, отряд Мокроусова, состоявший на тот момент всего из 12 человек, скорее походил на отряд спецназа, если говорить современным языком. В их арсенале было всё: и гранаты, и пистолеты с винтовками, и даже четыре пулемёта Максим. И это всего-то для двенадцати человек!

Но главное, что эти 12 человек были снабжены деньгами и золотом. 500 миллионов «романовских» рублей, 200 тысяч турецких лир и золото в монетах должны были стать мощнейшим оружием в борьбе Мокроусова и его отряда за «правое» дело. В средствах большевики стеснены не были, и «красный спецназ» использовал любые методы, от подкупа и угроз до банальных убийств тех, кто мог помешать намеченному плану.

 

beshuiskie-kopi-02

На фото - моряк Алексей Мокроусов.

 

Возможно, дело было не только в угле, так необходимом Врангелю: в Бешуйских копях, помимо угля, имелись большие залежи гагата. А гагат, называемый ювелирами чёрным янтарём, всегда пользовался спросом.

К моменту появления под Бешуем отряда Мокроусова рабочими было добыто несколько тонн гагата, который готовили к переправке за границу. За него Врангель рассчитывал получить немалые деньги.

Мокроусов со своим отрядом должен был воспрепятствовать этому, а также вести диверсионную работу в районе добычи угля. Предполагался подкуп рабочих, чтобы они саботировали добычу, и, как было заведено у большевиков, устранение неугодных.

Постепенно к отряду Мокроусова, опять же благодаря деньгам, начали примыкать многочисленные шайки всяческого сброда, а сам Мокроусов стал называть себя командующим крымской повстанческой армией. Его маленький отряд разросся до трёхсот с лишним человек.

История сохранила для нас названия немногих крупных банд, которые не присоединились к новоявленному главнокомандующему. Это банды «Проньки», «Остапка», «Лоло» и «Капитана».

И хотя Мокроусов был направлен в Крым красными, постепенно деятельность его «войска» стала больше напоминать похождения обыкновенной банды. Только очень большой банды, отменно вооруженной и хорошо финансируемой.

Мокроусов регулярно просил финансовой помощи у Москвы. Дескать, для успешного продолжения работы требуется много денег. И Москва посылала ему эти средства. Причём огромные! В течение нескольких месяцев, Мокроусову через курьера, еврея Рафаила Кургана, было доставлено – один миллион «романовскими» рублями, 10 тысяч фунтов стерлингов, и на сорок миллионов золота в изделиях и бриллиантах. По словам Мокроусова, всё это требовалось для скорейшего освобождения Крыма от Врангеля.

Известно, что на самом деле Мокроусов со своей армией и без помощи Москвы не особенно-то нуждался в средствах. Грабили они всех подряд и гребли всё без разбора - скот, вещи, телеги, снаряды… Естественно, в первую очередь, деньги и золото.

Ограбление только одного Массандровского лесничества принесло в казну Мокроусова миллион рублей, половина из которого была золотом!

Когда «белым» стало понятно, что Крым им не удержать, решено было взорвать входы в Бешуйские копи. Сделано это было частично.

А что же Мокроусов?

Он продолжил яркую жизнь пылкого революционера. Большая часть его банды, ко времени занятия Крыма красными или разбежалась, или погибла. Многие были расстреляны уже после ухода белых из Крыма самими большевиками.

Мокроусов впоследствии трудился по хозяйственной части и даже руководил Колымской экспедицией, затем какое-то время работал директором Крымского заповедника.

Добровольцем пошел воевать в Испанию, а в годы ВОВ был командующим всего партизанского движения Крыма. После войны стал директором Симферопольской ТЭЦ.

В общем, обычный героический путь настоящего революционера.

 

Но где же деньги?

 

Как стало известно после смерти Мокроусова, своему руководству он сдал по документам не более полумиллиона рублей, да и то царскими ассигнациями, которые к тому времени ничего не стоили.

Куда можно было потратить огромные деньги, практически постоянно проживая в лесу? По самым скромным подсчётам, то есть, опираясь на сохранившиеся отчёты о грабежах и количестве награбленного, на момент вхождения в Крым красных, у Мокроусова было не менее миллиарда рублей, из которых почти половина в золотых изделиях и бриллиантах! Неплохой куш!

Где это всё? Куда подевалось, и кто стал обладателем всего этого сокровища?! Всё это неизвестно до сих пор.

В 1978-ом году в Бахчисарайском районе случайными людьми в лесу были найдены два чемодана, битком набитые царскими ассигнациями, и к ним прилагалась тетрадка, с подробным описанием, где и когда эти деньги были взяты. В тетрадке было несколько фамилий, одна из которых – Мокроусов.

А в 1986 году, тоже в Бахчисарайском районе, был найден схрон, в котором находились два пулемёта «Максим», пара десятков винтовок Мосина, ящики с патронами, несколько уже почти сгнивших шинелей, и деревянный ящик с серебряными столовыми приборами.

В одной из этих шинелей была обнаружена небольшая шкатулка с письмами, из которых стало известно, что они принадлежали некоему Иванькову, одному из подручных Мокроусова.

Сведений о планомерных поисках «Мокроусовских сокровищ» нет. А случайные находки, однозначно указывающие на то, что они являются частью добра, принадлежавшего отряду Мокроусова, лишь подогревает интерес к поиску. Так что вполне возможно, что однажды кто-то из копарей станет обладателем тех ценностей, что «героический» Мокроусов так и не сдал государству.

Для желающих просто побывать в этих местах, особых сложностей не предвидится. Есть много карт, и подробных описаний маршрутов в том направлении.

А вот людям с металлоискателями, следует быть предельно внимательными и осторожными. Дело в том, что гора Бешуй вплотную прилегает к границе главного заповедника Крыма.

И хотя сама по себе гора вне границ заповедника, по факту заповедник значительно больше, чем указано на картах. Это связано с тем, что ещё со времён СССР, здесь были закрытые угодья, где любили отдыхать и охотиться члены правительства.

Да и в наше время эти места любят посещать сильные мира сего. А потому там и лесников с егерями побольше, нежели на других участках, и работают они добросовестнее, пытаясь отлавливать нежелательных гостей…

Но коп - такое занятие, в котором всегда есть и риск, и приключения, и интрига. Да и ставка в игре может быть достойной!

Так что всем рискнувшим – да пребудет с вами удача!

 

Дервиш