Легенды Вятского края: колодезь Кереметя. Часть 2.

 

В части первой мы остановились на том, что в городе было разрушено великое языческое святилище. Где же располагалась Великая Хлыновская куала?

В предании ясно сказано: «Теперь на том месте площадь». Торговая площадь в г. Вятке размещалась в квартале между Александровским садом, Преображенским монастырём, ул. Спасской и Казанской. Сейчас здесь находятся стадион «Динамо» и сквер Борцов Революции у памятника Степану Халтурину.

 

kolodez-keremeti-part2

Соборная площадь. Вятка, начало ХХ века.

 

Как было сказано выше, характерным элементом святилищ был священный родник. Логично предположить, что существовал он и рядом с Хлыновской Великой куалой. Известно, что до середины XIX в. здесь был овраг, «преглубокий ров», ограждавший Хлыновский кремль с запада, упомянутый в «Повести о стране Вятской». По нему протекал ручей. В склонах оврага имелись многочисленные промоины, из которых вытекали родники.

«Описание губернского города Вятки» 1804 г. гласит, что кремль с западной стороны отделён глубоким оврагом, а севернее – рвом, «по рвам же оным протекают же источники, составляющие 2 небольших пруда, и из них уже течение имеют в ручей Засорский».

В XVIII–XIX вв. в прудах содержали живую рыбу, а горожане брали воду для своих нужд. Вероятно, где-то здесь первоначально и было удмуртское святилище.

 

kolodez-keremeti-part2-02

Христианская часовня в Священной роще

 

Одним из способов борьбы с язычеством было строительство церквей и часовен на месте разрушенных языческих святилищ. Вполне возможно, что в Хлынове таким строением стала «церковь Живоначальной Троицы на торгу» (в Православии Бог-Святой Дух из этой Троицы часто изображается в виде голубя).

Сюжет о голубе производит впечатление реального эпизода, со всеми подробностями врезавшегося в память очевидцев и передававшегося из поколения в поколение. Под крышей постройки у птицы было гнездо, которое она до последнего момента пыталась защитить. Обожжённая, она вылетела из пламени, подлетела к ближайшему высокому объекту - церкви, и там погибла.

Первым храмом, который построили вятчане, был Крестовоздвиженский. Немного позднее в кремле появились Богоявленская, Покровская и Воскресенская церкви. Какая-то из них своим крестом символически и ознаменовала конец вятского язычества.

 

kolodez-keremeti-part2-03

Воскресенская церковь, Вятка. Построена на месте старинной деревянной.

 

Деревянная Троицкая церковь на Торгу неоднократно горела, но отстраивалась заново. В 1645 году на её паперти несколькими чудесами исцеления прославился малоизвестный до того образ Спаса Нерукотворного. В 1647 году по приказу царя Алексея Михайловича икона была перенесена из Хлынова в Москву. Царь сам пронес святую икону через Фроловские ворота в Кремль и поставил в Успенском соборе. С тех пор главная башня Московского кремля называется Спасской.

В конце XVII на месте старинной Троицкой церкви г. Хлынова был выстроен каменный Спасский собор. Еще через 100 лет, в 1769 году, рядом с ним возвели новый, 2-этажный. Старый Спасский собор, который сильно пострадал от пожаров, разобрали в 1785 году.

 

kolodez-keremeti-part2-04

Спасский собор в Вятке.

 

В Государственном архиве Кировской области среди бумаг Вятской духовной консистории есть интересный документ – письмо протоиерея Иосифа Стефанова, служившего благочинным в Глазове. Датировано оно 10 мая 1848 г.

Иосиф просит сообщить ему сведения о трёх объектах в г. Вятке, в том числе и «о колодце, бывшем перед Кафедральным собором около кабака, который будто бы считался местопребыванием злого духа».

По верованиям удмуртов, там, где когда-либо стояла куала, нельзя ничего строить, так как дух куалы после её разрушения остаётся на старом месте и является жителям построенного на её месте дома, беспокоя их («строиться, говорят, нельзя – неспокойно»). Источников питьевой воды в городе было много, но «местопребыванием злого духа» считался только один. Бывший священный родник попал в летопись: «на торгу земляной колодяз, и на том ключе построена была винокурня и земская баня».

В начале XIX века старый колодец засыпали и забыли. Это место и сейчас характеризуется высоким уровнем грунтовых вод, которые затапливают подвалы домов по ул. Московской и ямы в сквере, препятствуя археологическим раскопкам.

Следов колодца и древнего святилища вятские археологи пока не нашли. Вполне возможно, они всё ещё существуют и ждут своих исследователей. На месте древней священной рощи удмуртов несколько веков, вплоть до 1917 года, находилась главная торговая площадь Хлынова-Вятки. Здесь кипела жизнь яркая, но суетная, переменчивая, полная мошенничества и обмана. Под скрип телег и крики рыночных зазывал заключались сделки, звенели медь и серебро...

 

kolodez-keremeti-part2-05

Памятник Степану Халтурину на месте бывшего городского рва.

 

В 20-х годах прошлого века торговая площадь опустела. Какое-то время на ней стоял летний цирк-шапито, но и его в 70-х разобрали. В каменных зданиях старинных торговых лавок по ночам, говорят, неспокойно, слышится конский топот и ржание. «Злой дух» Кереметь продолжает свои проделки.

В 60-х годах в сквере поставили памятник «Погибшим за Советскую власть в годы гражданской войны».
Братская могила этих погибших до сих пор находится где-то под футбольным полем построенного в 30-е годы стадиона.

 

kolodez-keremeti-part2-06

 


2 раза в год – 9 мая и в День города на бывшем торгу городские власти устраивают для народа небольшие ярмарки. В остальное же время здесь почти всегда пусто. И, как злой дух, взирает со своего пьедестала народоволец-террорист Степан Халтурин.

 

kolodez-keremeti-part2-07

 

Елена Анфилатова