Легенды Вятского края: колодезь Кереметя. Часть 1

 

Удивительная вещь – народная память. Сквозь тьму веков в мифах, легендах, «преданиях старины глубокой» доносит она до нас золотые крупинки истины о делах давно минувших дней.

Долгими зимними вечерами, когда в полях лежит снег, а зачехлённые приборы ждут своего часа, кладоискатель может отправиться в путешествие не менее увлекательное, чем приборный поиск. Путешествие вглубь веков. И помогают нам в этом старинные карты и документы. Совсем немного воображения – и вот уже за стеклянными фасадами новостроек проступают силуэты крепостных стен и башен древнего города, под слоем асфальта – его деревянные мостовые…

 

kolodez-keremetia-02

 

Осваивая Среднюю Вятку, русские поселенцы выбирали для своих городищ площадки наиболее удобные, нередко изгоняя с насиженных мест коренное население края, "отяцкие жилища и окруженныя земляными валами ратию вземлюще и обладающе ими", сообщают летописи.

Местные жители в долгу не оставались и, объединяясь, давали пришельцам отпор: "Черемиса ж и отяки и чуд[ь] набегающе со стрелами и оружиемъ многи селитвы разоряюще и пленяющее" ("О стране Вятской". Герольдмейстерский список, 1725 г.). Века были так себе – средние.

Стольный гряд Вятской земли Хлынов также был построен на месте освоенном – на «Балясковом поле». Балясковом – т.е. общинном, принадлежащем группе отяцких гуртов (от удм. «боляк» - соседи, общество). Была эта земля пашенной или сенокосной – не уточняется.

 

kolodez-keremetia-08

 

А где же находилось удмуртское поселение? Ряд исследователей определяет его место на территории нынешнего Александровского сада в г. Кирове. Поселение датируется, начиная с IX в.

Правда, раскопки дали очень незначительное число находок, многие из которых до сих пор плохо изучены. Удмуртские поселения могли существовать и в других местах современного города, удобных для тогдашней хозяйственной деятельности. Косвенно на это указывают находки кладов дорусского времени.

 

kolodez-keremetia-03Арабские дирхемы (707-835 гг.), найденные при строительстве дома  в районе торговой площади г. Вятки в 1886 году.

 

Предания вятских удмуртов сообщают, что их предки вместе со славянами (упомянуты славянские божества) жили в далеком прошлом в этом городке, но были вытеснены оттуда христианами ("сторонниками бога Николы") за несколько десятков лет до прихода на Вятку "Белого царя".

Вот что писал священник Б.Гаврилов в 1880 г. в своей книге "Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии":

"На том месте, где ныне находится город Вятка (бывший Хлынов – Е.А.) , прежде была вотяцкая деревня с общественною куалою (молитвенный дом). Когда вотяки были вытеснены оттуда русскими, то куалу решились разрушить. Много русских, собравшись, начали ломать верх куалы, в это время вылетел из куалы голубь и полетел по направлению к церкви. Пролетая мимо церкви, он как будто под влиянием какой-то неведомой силы подлетел очень близко к стене церкви и, приставши к ней, остался так до тех пор, пока не издох и не свалился на землю. Видевшие это вотяки заплакали, потому что это, по их мнению, было предзнаменование того, что русская вера притянет к себе вотяков-язычников и убьёт их веру.
Разрушающие же куалу русские подожгли её снаружи, но, как только огонь охватил здание, они все враз ослепли. Что с ними было дальше, выздоровели они или нет – неизвестно. Куала сгорела. Теперь на том месте площадь; строиться, говорят, нельзя – неспокойно".

 

kolodez-keremetia-04

 

По преданиям вятских удмуртов, решающее сражение за Великое святилище произошло за 52 года до прихода на Вятку "Белого царя".

Царь тогда покарал "плохих людей" (кого повесил, кого саблей посёк, кого выслал), а вместо них прислал "хороших русских". "Развод Вятки" и присоединение Вятский земли к Московскому государству произошло в 1489 г. Выходит, что разгром святилища произошел примерно в 1437 году. По мнению ряда историков, примерно в это время вокруг Хлынова началось строительство мощных оборонительных укреплений.

 

kolodez-keremetia-007

 

Важно, что в удмуртской легенде ничего не говорится о приходе русских и основании ими Хлынова, а в русских летописях не говорится об уничтожении языческого святилища. Основание города и уничтожение удмуртского святилища – разновременные, не связанные между собой события. Разрушение куалы было вызвано не религиозными соображениями, а тем, что языческое святилище стало помехой для хозяйственной деятельности растущего города. Вот его и уничтожили.

Известны две функциональные разновидности удмуртской куалы.

Малая, или семейная, ставилась на каждом удмуртском дворе, причём служила ещё и летней кухней.

Значительно более эффектна и сложна Великая Куала (бадзым куа). Сруб имел в основании прямоугольник около 4 на 6 метров. Его ставили всем миром за чертой поселения. Такая куала обслуживала духовные потребности группы деревень и становилась центром самостоятельного архитектурного ансамбля в пределах священной рощи. Роща обычно венчала какой-нибудь холм неподалёку от речки или источника. Лужайку в роще огораживали и обсаживали по краям берёзами и черёмухами. Глухой сруб выглядел в их окружении по-особому сурово и монументально. Крыша делалась несомкнутой. Вентиляционно-световая щель позволяла одновременно выпускать дым, и освещать интерьер. Внутри Великой Куалы эффектно и разнообразно смотрелись нарядные полотенца, расшитые подушки, резная культовая посуда.

 

kolodez-keremetia-06

 

Под сенью Великой Куалы, после непременной бани, жрецы в праздничных белых рубахах, с узорчатыми поясами, любовно вышитыми их жёнами (и никем иным), под протяжные ритуальные песнопения, сопровождаемые игрой на гуслях, приносили в жертву уток, баранов, быков, коз, лошадей... Наиболее ценными при жертвоприношении являлись белые и рыжие масти животных.

 

Продолжение следует...

 

Елена Анфилатова