Гадания на бревне. Легенды Вятского края.


Хлыновское городище.


Хлыновское городище. Вятка, Киров
Г.Киров. Кремлёвский холм


«И на том месте вначале поставиша церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня и град устроиша и нарекоша его Хлынов град речки ради Хлыновицы»
(Летописецъ о стране Вяцкой)


Из всех городищ и селищ, входивших в средневековую Никулицкую округу, именно Хлыновскому выпала судьба стать со временем новой столицей Вятской земли.

Летописи сообщают нам, что город Хлынов был заложен совместными усилиями жителей Никулицына и Котельнича в 1199 году на пустом «поле Баласковом» (общественном, от удмуртского «боляк» - общество).

Сегодня, при отсутствии новых письменных источников о древней Вятке, всё бОльшую роль и значение приобретают

археологические исследования.

Только они способны пролить свет на ранее неизвестные эпизоды вятской истории.

В советское время раскопки в г. Кирове проводились в 1956-57 и в 1990-х годах на территории Малого города (кремля) и Земляного города (посада). Было найдено много предметов быта славян XI - XIII века.


Хлыновское городище. Вятка, Киров


В ходе раскопок Хлыновского городища ученые выявили 7 городских строительных ярусов и ещё ниже - древнерусское селище, возникшее на рубеже XII-XIII веков. Примечательно, что предметов христианского культа нижний ярус не содержал.


Хлыновское городище. Вятка, Киров


Раскопки 2013 года открыли часть древней улицы с бревенчатой мостовой. Она отлично сохранилась и, по аналогии с деревянными мостовыми Великого Новгорода, смогла многое поведать о жизни вятчан 16-17 веков.

В 2015 г. исследования продолжаются. Археологи полны надежд: ведь именно рядом с деревянными настилами Новгорода были обнаружены берестяные грамоты, вероятность находок которых и на Вятке очень велика.


Хлыновское городище. Вятка, Киров


Бревенчатые мостовые, отслужив свой срок, заменялись либо перекрывались сверху новыми. Но как долго они служили? Тут мнения историков расходятся. Л.П.Гуссаковский и Л.Д.Макаров называют срок 35-40 лет, относя нижний (7-й) ярус к середине ХIII, а самый поздний— к концу XVI века. Прпом.А.В.Эммаусский датировал верхний культурный горизонт концом XVII в. — временем постройки каменного Богоявленского собора (1698 г.). А затем, опираясь на пример Новгорода, где мостовые менялись в среднем через четверть века, отнес древнейший настил города к XV в. Точные даты могла бы дать дендрохронологическая экспертиза брёвен, по годичным кольцам, но она, к сожалению, не проводилась. А потому гадания продолжаются…


Хлыновское городище. Вятка, Киров


Летописный рассказ о строительстве Хлынова содержит любопытную деталь. Выбрав место для города, поселенцы приступили к работе. Но все запасённые в первый день лесоматериалы каким-то чудесным образом оказались наутро ниже по течению р. Вятки, у подножия другой горы.

Когда незадачливые строители осмотрели холм, то нашли его более удобным и выгодным для города, имеющим вид натуральной природной крепости, а склон горы источал множество ключей. Люди сочли чудное происшествие Волею Божьей, возрадовались этому, а также и изобилию истекающей воды, вознесли благодарственные молитвы и без промедления заложили город на указанном «свыше» месте.

Похожую историю, только с вариациями, «Летопись» повторяет в повествовании об иконе Святителя Николая. Заложив основание церкви в честь обретенного на р. Великой образа, строители не нашли утром материалов, так как всё было перенесено в другое, болотистое место, на котором в итоге и построили храм. А болото обсохло.


(Здесь надо вспомнить, что автор «Летописца о стране Вяцкой» Семен Попов жил в петровские времена и служил дьячком Богоявленского собора в г. Хлынове. Разве мог он в официальном историческом документе объявить, что предки самых именитых хлыновцев были разбойниками и безбожниками, «якоже погании»! Сравним, что писал на Вятку в 1452 г. митрополит Киевьский и всея Руси Иона: «…християньство губите убийством и полоном и граблением, и церкви Божьей разоряете и грабите вся церковная священная приходия, кузьнь и книги и колоколы, и вся творите злая и богомерьзкая дела…»)


Хлыновское городище. Вятка, Киров


Но вернёмся к летописи. Трудно представить, с чего вдруг вятский лес, вместо того чтобы спокойно лежать (как и подобает всякому уважающему себя бревну) то и дело сам по себе пускается в путешествие. Если же предположить, что какое-то реальное событие за этими рассказами было, то, какое?

Ответ есть, стоит лишь вспомнить древние, дохристианские обычаи славян.

С вопросом о выборе места для нового поселения люди всегда обращались к богам, ожидая, что они выскажут свою волю. Для гадания чаще всего использовались божественные изображения – идолы: считалось, что в них присутствует божественный дух. Их пускали по воде, ведь селения обычно строили возле водоемов. То место, где идола прибивало к берегу, считалось указанным Богами, и именно на нем начинали строительство. Причем, этот обычай существовал не только у славян. Известна легенда, что подобным образом была основана столица Исландии - Рейкьявик.

Иногда вместо идола использовали просто первое строевое бревно.

Оторванные от христианских центров вятчане, женясь на удмуртках и марийках, заимствовали некоторые языческие обычаи местного населения и реанимировали свои славянские древние традиции, которые в «центре» беспощадно искореняла церковь.

А после присоединения Вятской земли к Москве история была просто переписана в угоду новой власти, идеологически переработана…


По материалам:
//www.gtrk-vyatka.ru/vesti/society/25912-raskopki-hlynovskogo-kremlya.html
//hlynovgrad.ru
//svetgorod.ru/guest_blogs/?id=1674&pid=2955
//www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=297&Itemid=293
//историиземли.рф/istoriya-gorodov-russkix-vyatka.html
//borgheus.livejournal.com/6137.html