Тайны, скрытые в земле. Часть 2


На монетное дело античных колоний, как и на всю их жизнь, большое влияние оказывала культура местных племен: на монетах появляются реалистические изображения скифов, коней, быков и даже бытовые сцены.

Торговлю между греками и скифами очень хорошо можно проследить по монетам Причерноморья, где изображены предметы вывоза: зерно, скот, рыба. Скифы покупали предметы роскоши, ювелирные изделия, ткани, оружие.

Об активном балансе торговли скифов свидетельствует тот факт, что в их руках оседало много драгоценного металла, как в виде ювелирных изделий, так и в виде монет.

Большую помощь могут оказать монеты в изучении жизни скифских племен. На монетах Пантикапея (4 в. до н.э.), мы видим изображение сатира. Но, как известно, человек всегда склонен заимствовать образы из окружающего его мира. Изображенные герои греческих мифов оказались удивительно похожими на самих скифов.


Тайны, скрытые в земле.
Обол.


Реалистическое искусство донесло до нас облик скифов. На вещах из курганов Солоха, Куль-оба, Чертомлык мы видим изображения скифов, которые выполнены с большим мастерством.

Изображения на монетах очень схожи с изображениями на золотых вещах. Как правило, это курносые бородатые мужчины, с сильно развитыми надбровными дугами, большими глазами, упрямыми подбородками.


Тайны, скрытые в земле.


Еще в начале 20 века исследователи жизни скифов заметили, что если посмотреть на фотографии русских крестьян, то можно отметить удивительнейшее внешнее сходство между персонажами скифской жизни, изображенными на золотых сосудах из кургана Куль-Оба и жителями сел и деревень Российской империи.


Тайны, скрытые в земле.
Сосуд из кургана Куль-оба.
Тайны, скрытые в земле.
Тайны, скрытые в земле.


Сразу после опубликования сообщения о находке (Часть 1), одной из версий появления античной монеты в Котельниче стала версия, что сюда она попала вместе с кочевниками – скифами. Но большинству ученых такой вариант развития событий кажется маловероятным.

Например, Людмила Александровна Сенникова – известный в области археолог и заведующая отделом истории Кировского областного краеведческого музея, считает, что скифы на своих конях никак не могли попасть на территорию занятую обширными лесами – эти кочевники предпочитали простор степей, а лесов с их обитателями опасались.

Тогда возможна версия торговли – ведь если монета из недрагоценного металла, это еще не значит, что она не заинтересует вождя или жреца племени, как элемент украшения посоха или головного убора.

Небольшие медные монеты с изображением героев мифов вполне могли интерпретироваться местным населением как магический объект.

Конечно, скептики сразу усомнились в реальности такой находки – дескать, сделано все это было ради информационной «шумихи» и «пиара», но позвольте – несколько заметок в местной прессе и сам факт передачи монеты в Котельничский краеведческий музей – никак не тянут на лавры Шлимана.

Вероятно, сначала, монета находилась в руках скифов, затем попала к скифам-земледельцам, сколотам, здесь уже возможны торговые контакты с обитателями лесов – представителями ананьинской археологической культуры, предками финно-угорских народов.

Возможно, монетка была выменяна на мед или другие дары леса, возможно, подарена в знак дружбы и согласия.

Наличие фактов опосредованной торговли с центрами античного мира, подтверждают находки таких артефактов как статуэтка древнеегипетского бога Амона и древнегреческой камеи на территории Кировской области в ареале Ананьинской археологической культуры.

Продолжение следует…

Алексей Фоминых.