Вглядываясь в лица предков…
Усть-Чепецкий могильник.
Заметки новичка-краеведа.
Что отличает облик Вятчанина от облика француза, немца, англичанина?
А что разнит нас внешне с другими славянами?..
Черты наших лиц своеобразны, выражаются в легкой широкоскулости, мягкости очертаний. У наших братьев-соседей — удмуртов, коми, мари и других — эти особенности выражены еще сильнее. Мы, вятчане, получили свой облик от финно-угорской составляющей нашей сущности. В русском генотипе она абсолютно равноправна со славянской, особенно на северо-востоке европейской части России. И это подтверждают не только антропологи, но и генетики.
Река Вятка у г. Кирово-Чепецка
Кирово-Чепецк. Самый молодой город Кировской области. В 2015 ему «стукнуло» всего-навсего 60. Город химиков и энергетиков. Город особо интересен для тех, кто изучает историю архитектуры: «советский» её период здесь представлен целыми микрорайонами. Проекты жилых и общественных зданий выполнялись в Ленинграде.
11-главый Всехсвятский собор был построен в год тысячелетия Крещения Руси - в 1988 году и является достоянием г. Кирово-Чепецка. Вид на храм с Усть-Чепецкого могильника.
Несмотря на свою «видимую» 60-летнюю историю, Кирово-Чепецк на самом-то деле хранит в себе сотни лет. Расположен он на высоком берегу при слиянии двух рек — Вятки и Чепцы. «Перекресток» в устье Чепцы издревле не пустовал. Выше по течению Чепцы расположено Кривоборское городище ананьинской археологической культуры, современницы Древней Греции, Рима, скифов.
Село Усть-Чепца, начало 20 века.
В документах первое поселение в устье реки Чепцы упоминается под 1405 годом. Называлось оно Никольский погост (от названия церкви Николая Чудотворца). ПОГОСТ — первоначально торговое место, затем — место сбора податей, там возводилась церковь, появлялось кладбище, люди вели оседлый образ жизни. «Чепецкий стан» находим в жалованной грамоте Василия III каринскому татарину Девлечьяру от 18 декабря 1510 года. Позднее Усть-Чепецкий (Никольский) погост описан в фискальной Дозорной книге вятских городов и уездов в 1615 году.
На берегу реки еще сохранились стиснутые новостройками остатки старинного села Усть-Чепца.
Ещё один ценнейший археологический памятник Средневековья в молодом городе Кирово-Чепецке – Усть-Чепецкий могильник.
Охранный знак на Усть-Чепецком могильнике установлен в 2015 г.
В 1992 году во время берегоукрепительных работ ковш экскаватора снял пласт земли, обнажив древнее захоронение. Раскопки, проведенные в 1993 г. археологической экспедицией Кировского объединенного музея, позволили датировать памятник археологии 13-15 веками. В пользу более ранней даты свидетельствовали языческие пережитки: ритуальное битьё посуды, обломки которой попадали в могилы, признаки культа огня в виде угольков в заполнении ям. Сохранилась погребальная утварь, например, горшочек с поминальной пищей - в дорогу покойнику, - то есть вещи, которые в христианстве не приняты. В отдельных могилах были найдены следы гробовищ, бересты и коры, железная скоба и гвоздь.
Процесс «русской колонизации» на Вятке не был «завоеванием». Археологические раскопки подтвердили, что население на Вятке и Чепце в значительной степени сформировалось на основе ассимиляции коренного населения края, слияния удмуртов и русских в единую, очень своеобразную общность – вятчане.
Всего на Усть-Чепецком могильнике было исследовано 22 погребения.
«Языческие пережитки» сохранялись на Вятке веками.
«…Вообще население Вятского края, несмотря на набожность и благочестие, благодаря необразованности и вероятно частым сношениям с инородцами, придерживается многих суеверий и обрядов, свойственных языческим племенам… Крестьяне верят в существование домовых, водяных, леших и кладовых, которые имеют особые служебные должности, характер и причуды... Вообще демонология вятских крестьян многосложна и весьма любопытна» Русское население Вятского края (очерк Н.А.Спасского, 1880 год)
По найденным на Усть-Чепецком могильнике останкам был реконструирован облик наших предков. И сегодня в областном краеведческом музее можно увидеть, как выглядели те, кто жил больше пятисот лет назад.
В XV в. на месте Усть-Чепецкого могильника возникло Усть-Чепецкое селище. Произошло это, конечно, после того, как могильник перестал функционировать. Культура населения древнего Усть-Чепецкого селища также являлась смешанной – русско-удмуртской. Лишь с течением времени в ней стал преобладать русский элемент.
Елена Анфилатова
Выражаю особую благодарность Владимиру СЕВЕРЮХИНУ, старшему научному сотруднику Кирово-Чепецкого Музейно-выставочного центра, за предоставленную информацию и интереснейшую экскурсию по г. Кирово-Чепецку.
По материалам:
Кирово-Чепецкого Музейно-выставочного центра Кировского краеведческого музея
//www.chepetsk.ru/city/history/gorod_i_ludi
//www.k4city.gov-vyatka.ru/city/
//www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=225
Комментарии
Очень рад, что Вы наконец это признали.
Действительно, хорошо сохранился - ему уже 27 лет, а он всё ещё как новый.
а выглядит как старинный
Да ну - ясно, что новодел. Из такого кирпича сейчас по всей России соборы лепят.
Оставить коммент