ОГНЁМ И МЕЧОМ. Легенды Вятского края. Часть 3
Заметки новичка-краеведа.
6 августа, день Святых князей Бориса и Глеба, считается днём рождения Православной Вятки. С 2006 года праздник неофициально отмечается как «День страны Вятской». Также 6 августа 2015 г. исполнилась ровно тысяча лет с того дня, как святые князья свершили свой христианский подвиг.
День рождения земли Вятской – хороший повод посетить село Никульчино, одно из первых поселений русских людей на Вятке. Известность этого села простирается далеко по России. Никулицын городок стал прародителем всех русских селений на Вятке, а Церковь Бориса и Глеба была первой на Вятке Христовой церковью.
Фото: 30 минут езды по лесной «грунтовке»… мы на месте.
Исследованием Никулицкого городища занимался Л.П.Гуссаковский в 1958 году и Л.Д.Макаров в 1979 и 1981 гг.
«Малое» городище появилось в VI-III вв. до н.э. Как и другие ананьинские поселения, оно расположено на остром мысу, который образуют крутой берег р. Вятки и глубокий овраг. Главное отличие Никулицкого городища от многих других поселений финно-угров в том, что его никогда не забрасывали.
Валы и ров в III в. до н.э. - V в. н.э. регулярно подновлялись людьми худяковской культуры, в V-IX веках их ремонтировали представители еманаевской культуры. К приходу русских здесь обосновались «чудь отяки».
Древнерусское укрепленное поселение возникло в конце XII - начале XIII в.
Это, так называемое «Большое» Никулицкое городище, позднее почти полностью разрушенное церковным кладбищем XVI—XIX веков.
Фото: Град Никулицын. Реконструкция
Настоящим городом Никулицын стал в XIII—XIV веках, когда на Вятскую землю стали стекаться беженцы из разорённых татаро-монголами земель. Тогда же были сооружены его основные укрепления — валы со срубными стенами на них и с угловыми башнями. Крепость имела 4 башни, две из них - проезжие, с мостами через рвы. Не огражденный посад под берегом реки, просуществовал до середины XVI века.
Фото. Реконструкция никулицкого детинца на рисунке Татьяны Дедовой
В ходе раскопок Никулицкого городища было найдено много предметов вооружения. Это говорит об особом статусе Никулицына в системе обороны края - долгое время город являлся военно-административным центром.
Фото: Находки с Никулицкого городища. Краеведческий музей.
Однако население города занималось и вполне мирными делами: обнаружены остатки гончарного горна, кузницы, выплавки железа и меди, косте- и камнерезного производств, ткачества, металло- и деревообработки.
Горожане обрабатывали землю, выращивали скот, ловили рыбу, охотились. Также обнаружены: железное писало — свидетельство грамотности, шахматные фигуры и игральные фишки, детские игрушки. Находки крестиков и иконок сочетаются с находками славянских языческих амулетов, что свидетельствует от сохранении языческой магии.
Фото: Находки с Никулицкого городища. Краеведческий музей.
До конца 1930-х гг. в селе Никульчино существовала каменная Покровская церковь с приделом святых князей Бориса и Глеба (построена в 1763 г.)
В 30-х годах XX в. храм был разрушен. Его взорвали, надеясь добыть кирпич для Чепецкой ТЭЦ, но первые же груженые баржи затонули на середине реки, а останки стен лежат на берегу и сейчас.
Фото. Никульчино. Церковь Бориса и Глеба (построена в 2001 году).
Современный храм – это, как минимум, четвертая постройка после первой церкви, поставленной новгородцами в XII веке.
Ныне городище активно используется Вятской Епархией. Возрождённый в 1995 году Борисоглебский крестный ход, древнейший на Вятке, ежегодно совершается между селами Волково и Никульчино 15 мая, в день перенесения мощей святых князей Бориса и Глеба.
Фото: Вся поляна на месте бывшего языческого святилища усеяна ямами просевших шурфов, словно воронками от снарядов – передовой край науки, где, в буквальном смысле слова, из-под земли доставали неоспоримые факты и весомые доказательства. А установленные тут и там православные кресты создают впечатление, что мы на кладбище.
Коренные жители Вятки не собирались так просто уступать пришельцам древнее капище – ведь здесь веками молились их предки! В Вятских летописях говорится об упорной борьбе новгородцев с чудью-отяками за Болванский город, который из-за постоянных набегов аборигенов так и не удалось освоить до построения г. Хлынова.
«…отъ Никулицына внизъ за Вяткою рекою заводиша поставить церкви... Отъ набеговъ же Чуди Отяковъ и Черемисъ те церкви въ уезде не даша поставить. Христиане же те святыя церкви Богоявленскую и Воскресенскую построиша во граде Хлынове, и во времени егда наипаки умножися благочестие».
Фото: От Града Никулицына до наших дней дошли лишь крепостные рвы и валы.
Фото: Никульчино. Вид с церковной колокольни
Город Никулицын просуществовал около 300 лет. После вхождения Вятской земли в Московское царство в 1489 году Никулицын начал хиреть, и со временем жизнь сохранилась лишь на посаде, превратившемся в село Никульчино.
Елена Анфилатова
По материалам:
Кировского краеведческого музея
Вятской Епархии
//portall.zp.ua/video/bitva-za-vjatku-lekcija-prot-a-balyberdina/id-Gy0SV9XBrCN.html
//rodnaya-vyatka.ru/places/75154
//yarodom.livejournal.com/1029555.html
//samlib.siwatcher.ru/h/harin_e_a/
//vekordija.narod.ru/R-UHOV.PDF
Комментарии
согласен, просто великолепная
а это зачастую так и бывает. может оно и к лучшему, подальше от лишних глаз.
Оставить коммент