Украшения-амулеты. Пермский звериный стиль. Часть 2

Особенные находки. Что попадает под катушку металлоискателя?


Говоря о Пермском зверином стиле (ПЗС), наверное, вряд ли получится дать ему характеристику более яркую и образную, чем это сделал известный русский археолог А.А. Спицын – «Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной стране, сочетавшей тонкую роскошь Сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников».

Вот такое вот впечатление произвело на нашего крупнейшего учёного знакомство с коллекцией древних амулетов-украшений, найденных на территории Пермского края.

У многих людей, в том числе и маститых учёных, собрания изделий ПЗС вызывают подобные чувства. Что и понятно, ведь мастерству древних мастеров литейщиков могут позавидовать лучшие современные художники, работающие с металлом.

Кроме того, Пермский звериный стиль не просто искусство, а целое мировоззрение, воплощённое в оригинальной художественной форме.

Как уже упоминалось ранее, эти предметы с художественной точки зрения сравнимы с образцами Скифского и Сибирского звериных стилей, но при этом совершенно самобытны, к тому же, выполнены не в золоте, а в бронзе. Между прочим, по всей вероятности, как раз бронза являлась для средневекового населения Прикамья особенно почитаемым материалом.

Бляшки, пронизки, подвески с изображениями лосей, змей, рыб, коней, медведей, птиц и, конечно же, фантастических существ находят при археологических раскопках древних поселений и могильников на территории Прикамья, а поисковикам-кладоискателям эти любопытнейшие артефакты попадаются либо как потеряшки (одиночные находки), либо в составе комплексов (кладов).

Находки поисковиков вполне объяснимы, т.к. некоторые из предметов, безусловно, использовались жрецами-шаманами, и найти их можно лишь на местах древних святилищ, но немалая часть этих вещей служила предкам нынешних коми-пермяков в качестве украшений-оберегов одежды, бытовых предметов, оружия и т.п., соответственно не редко попросту терялась.


Загадки ПЗС.


Ещё совсем недавно (по историческим меркам), в XIX веке обнаруженные амулеты-украшения Пермского звериного стиля воспринимались исследователями как подтверждение легенд о существовании в древние времена на территории Пермского края и Прикамья загадочной богатой страны – Биармии. Ну а местное население считало их «чудскими богами», далеко не всегда благоволящими к людям и относилось к ним, довольно настороженно наделяя изделия магическими свойствами.

Вот характеристика Пермского звериного стиля, данная одним из основоположников научного изучения древностей Прикамья и Приуралья А.В. Шмидтом – «Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эти фигуры созданы больным воображением исступлённого волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».

Ещё дореволюционный исследователь (и собиратель) Пермского звериного стиля Ф.А. Теплоухов вывел пять групп изображений культового литья – изображения реальных животных и птиц, которые использовались только как украшения; изображения баснословных животных; изображения птицевидных идолов; идолы в виде изображения человека в окружении баснословных животных; антропоморфные изображения.

Конечно, современной науке известно значительно больше типов изделий ПЗС, чем обозначил Ф.А. Теплоухов.


Однако...


Очень интересный момент относительно баснословных животных Теплоухова.

Ни в одном из известных звериных стилей мира, кроме пермского, нет настолько богатого отображения подземного царства. Среди учёных даже появилось такое определение (устойчивое словосочетание) как «Подземная Пермь». Но до какого-то времени эти изображения непонятных животных считались мифическими.

Вот что писал один из первых исследователей Пермского звериного стиля Д.Н. Анучин - ... «можно считать несомненным, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлинённой головой, вооружённой рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытом чешуями и щитками вдоль спины»...

Минули десятки лет после написания этих слов, и палеонтологи обнаружили в Прикамье и Приуралье останки ящеров пермского геологического периода с точно такими внешними признаками, которые были описаны Д.Н. Анучиным.

По преданиям коми-пермяков чудь «лазя под землёй наподобие кротов, отковыривала лучшую руду кабаньими клыками» и т.п. Другими словами, древние люди, проживавшие на этих территориях, могли иметь представление о ящерах, вероятно находя их останки во время разработки рудных жил. Только как тогда объяснить бляхи с изображёнными на них ящерами и существами очень похожими на людей (иногда крылатых) сидящими на них?


Амулеты Пермского звериного стиля.
Божество в окружении человеколосей на ящере.
Пермский край VIII-X вв.

Амулеты Пермского звериного стиля.
Амулеты Пермского звериного стиля.
Человек – птица.

Амулеты Пермского звериного стиля.
Трёхголовая богиня с тремя орлами сверху.
Пермский край.
Бронза, литьё.

Амулеты Пермского звериного стиля.
Пермский край.
Подвеска в виде всадника на ящере VIII-X вв.

Амулеты Пермского звериного стиля.
Богиня на коне-лосе.V-VI вв. Верхнее Прикамье.
Бронза, литьё.

Амулеты Пермского звериного стиля.
Полая подвеска в виде двух всадников на ящере.
Республика Коми VIII-X вв.

Амулеты Пермского звериного стиля.
Крылатая богиня на пауках VII-VIII вв.
Пермский край.
Из комплекса (клада), считается очень мощным амулетом.



Вот они, настоящие загадки Пермского звериного стиля.

продолжение следует...

Д. Нукратец.