Украшения-амулеты. Пермский звериный стиль. Часть 2
Особенные находки. Что попадает под катушку металлоискателя?
Говоря о Пермском зверином стиле (ПЗС), наверное, вряд ли получится дать ему характеристику более яркую и образную, чем это сделал известный русский археолог А.А. Спицын – «Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной стране, сочетавшей тонкую роскошь Сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников».
Вот такое вот впечатление произвело на нашего крупнейшего учёного знакомство с коллекцией древних амулетов-украшений, найденных на территории Пермского края.
У многих людей, в том числе и маститых учёных, собрания изделий ПЗС вызывают подобные чувства. Что и понятно, ведь мастерству древних мастеров литейщиков могут позавидовать лучшие современные художники, работающие с металлом.
Кроме того, Пермский звериный стиль не просто искусство, а целое мировоззрение, воплощённое в оригинальной художественной форме.
Как уже упоминалось ранее, эти предметы с художественной точки зрения сравнимы с образцами Скифского и Сибирского звериных стилей, но при этом совершенно самобытны, к тому же, выполнены не в золоте, а в бронзе. Между прочим, по всей вероятности, как раз бронза являлась для средневекового населения Прикамья особенно почитаемым материалом.
Бляшки, пронизки, подвески с изображениями лосей, змей, рыб, коней, медведей, птиц и, конечно же, фантастических существ находят при археологических раскопках древних поселений и могильников на территории Прикамья, а поисковикам-кладоискателям эти любопытнейшие артефакты попадаются либо как потеряшки (одиночные находки), либо в составе комплексов (кладов).
Находки поисковиков вполне объяснимы, т.к. некоторые из предметов, безусловно, использовались жрецами-шаманами, и найти их можно лишь на местах древних святилищ, но немалая часть этих вещей служила предкам нынешних коми-пермяков в качестве украшений-оберегов одежды, бытовых предметов, оружия и т.п., соответственно не редко попросту терялась.
Загадки ПЗС.
Ещё совсем недавно (по историческим меркам), в XIX веке обнаруженные амулеты-украшения Пермского звериного стиля воспринимались исследователями как подтверждение легенд о существовании в древние времена на территории Пермского края и Прикамья загадочной богатой страны – Биармии. Ну а местное население считало их «чудскими богами», далеко не всегда благоволящими к людям и относилось к ним, довольно настороженно наделяя изделия магическими свойствами.
Вот характеристика Пермского звериного стиля, данная одним из основоположников научного изучения древностей Прикамья и Приуралья А.В. Шмидтом – «Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эти фигуры созданы больным воображением исступлённого волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».
Ещё дореволюционный исследователь (и собиратель) Пермского звериного стиля Ф.А. Теплоухов вывел пять групп изображений культового литья – изображения реальных животных и птиц, которые использовались только как украшения; изображения баснословных животных; изображения птицевидных идолов; идолы в виде изображения человека в окружении баснословных животных; антропоморфные изображения.
Конечно, современной науке известно значительно больше типов изделий ПЗС, чем обозначил Ф.А. Теплоухов.
Однако...
Очень интересный момент относительно баснословных животных Теплоухова.
Ни в одном из известных звериных стилей мира, кроме пермского, нет настолько богатого отображения подземного царства. Среди учёных даже появилось такое определение (устойчивое словосочетание) как «Подземная Пермь». Но до какого-то времени эти изображения непонятных животных считались мифическими.
Вот что писал один из первых исследователей Пермского звериного стиля Д.Н. Анучин - ... «можно считать несомненным, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлинённой головой, вооружённой рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытом чешуями и щитками вдоль спины»...
Минули десятки лет после написания этих слов, и палеонтологи обнаружили в Прикамье и Приуралье останки ящеров пермского геологического периода с точно такими внешними признаками, которые были описаны Д.Н. Анучиным.
По преданиям коми-пермяков чудь «лазя под землёй наподобие кротов, отковыривала лучшую руду кабаньими клыками» и т.п. Другими словами, древние люди, проживавшие на этих территориях, могли иметь представление о ящерах, вероятно находя их останки во время разработки рудных жил. Только как тогда объяснить бляхи с изображёнными на них ящерами и существами очень похожими на людей (иногда крылатых) сидящими на них?
Божество в окружении человеколосей на ящере.
Пермский край VIII-X вв.
Человек – птица.
Трёхголовая богиня с тремя орлами сверху.
Пермский край.
Бронза, литьё.
Пермский край.
Подвеска в виде всадника на ящере VIII-X вв.
Богиня на коне-лосе.V-VI вв. Верхнее Прикамье.
Бронза, литьё.
Полая подвеска в виде двух всадников на ящере.
Республика Коми VIII-X вв.
Крылатая богиня на пауках VII-VIII вв.
Пермский край.
Из комплекса (клада), считается очень мощным амулетом.
Вот они, настоящие загадки Пермского звериного стиля.
продолжение следует...
Д. Нукратец.
Комментарии
Стоит ли накручивать себя сомнениями про "заговоренные амулеты"? Менее суеверным комрадам больше находок достанется А вообще интересно было бы найти нечто подобное!!
Согласен, не стоит. Заговорить на самом деле можно что угодно, даже простую монетку. Так что же теперь, не копать?
Согласен полностью !!! Да и ужасные эти амулеты.
Поддерживаю ......))) Еще бетоном залить ))))
Чур, чур её...
Оставить коммент