Отмена крепостного права – благо для России
или роковая ошибка императора? Часть 3 (Заключительная)


Уже при императоре Николае I помимо крепостных существовали государственные крестьяне, общая численность которых к концу царствования Николая Павловича достигла 54-56 % от всего количества крестьян Российской империи.

Николай I Павлович. 1796-1855 гг. Это были свободные сельские жители, которые делились на три категории: черносошные крестьяне, проживавшие на государственных землях, так называемые «экономические» крестьяне, жившие на бывших монастырских землях, выведенных из владения монастырей в XVIII веке и однодворцы, т.е. потомки мелких служилых людей, в т.ч. окончившие службу солдаты.

Между прочим, в Воронежской, Курской, Орловской и некоторых других губерниях, однодворцы составляли едва ли не основную часть сельского населения, начав активно заселять южные рубежи Московского государства ещё в XVI в.

Правительство Николая I всячески содействовало выходу из крепостной зависимости крестьян, а сам процесс освобождения происходил по соглашению между крестьянами и помещиками. Для этого в 1830 году даже был издан специальный указ «О вольных хлебопашцах». Предполагался плавный и безболезненный для всех заинтересованных сторон перевод всё большего количества помещичьих крестьян в государственные.


Об отмене крепостного права
Об отмене крепостного права


Мало того, некоторые из принятых в правление Николая I законов защищали права крепостных крестьян, при этом ущемляя интересы помещиков. Например, было чётко определено, что барщина (даровой, обязательный труд на помещика) не должна превышать 40 дней в году, а крестьяне получили право отправлять для работ на барина вместо себя наёмных работников. Отдельно оговаривалось, что крестьян запрещено использовать на вредных или очень тяжёлых работах (в приказном порядке и бесплатно), а также облагать их поборами в виде мелкого рогатого скота, птицы, яиц, грибов, ягод, пряжи и т.п.

Кроме того, согласно указу от 1827 года, беглые крестьяне, прибывшие на житьё в Новороссию, не подлежали возврату прежним владельцам, за них государство выплачивало компенсацию помещику.

А в 1847 году Министерству госимущества было предоставлено право, приобретать за счёт казны помещичьих крестьян.

Понятно, что не всё было гладко, но дело, тем не менее, двигалось и, если бы императору Николаю I довелось прожить ещё несколько лет, возможно крепостное право исчезло бы само по себе, без кабальных выкупов, разорения крестьянских хозяйств и последующего обнищания сельского населения.


Об отмене крепостного права
Сбор недоимок. (Уводят последнюю корову).
А.И. Корзухин 1868 г.

Об отмене крепостного права
«Нищие»
С.А. Виноградов.


Правда, многие, очень многие исследователи придерживаются абсолютно противоположной точки зрения. По их мнению, вся внутренняя политика при Николае I служила интересам дворян-крепостников.

Кстати сказать, и сам самодержец хорошо поспособствовал вере дворян-помещиков в свои ретроградские устремления. Вот слова императора, сказанные им уполномоченным от дворянства – «Вся моя сила в вас, во главе вас я непобедим!»

Как считают сторонники такой точки зрения, его послабления для крепостных, это лишь вынужденная мера, мол, царю приходилось уступать объективной необходимости новых буржуазных отношений.

Так или иначе, но крестьянский вопрос на протяжении всех 30 лет правления Николая I находился в центре его внимания. Было упорядочено управление крестьянами, набор их в рекруты и взимание с них податей. В деревнях начали открываться школы, больницы.

Александр II Целые сельские общества (малоземельные) переезжали в другие губернии на незанятые земли, что до Николая Павловича было, не просто невозможно, а и в голову никому не могло прийти. У крепостных появилась возможность перейти от помещиков в казённое ведомство, и государство прилагало немалые усилия, что бы у крестьян возникло желание реализовать эту возможность.


Ну и в заключение.

Притом, что крепостное право, безусловно, тормозило развитие России, его отмена одним махом и в таком виде, в каком она была исполнена, вряд ли может считаться истинным освобождением крестьян от многосотлетнего рабства. Вот продуманная система неспешных реформ отца Александра II имела все шансы стать настоящим освобождением крестьянства, будь она доведена до конца.

Д. Нукратец.